Рыцарский знак передаваемый по наследству

История гербов и науки геральдики

Слышал ли ты о геральдике – науке, изучающей гербы? Сегодня мы расскажем тебе кое-что об этой науке, о происхождении гербов и их истории.

Помнишь, как описывал рыцаря Марк Твен в веселой и остроумной книге "Янки при дворе короля Артура":
"Весь он с головы до пят был покрыт старой железной бронёй, голова его находилась внутри шлема, похожего на железный бочонок с прорезями он держал щит, меч и длинное копье лошадь его тоже была в броне, на лбу у неё торчал стальной рог, и пышная красная с зеленым шелковая попона свисала, как одеяло, до самой земли".
В таких доспехах рыцарь был похож на живую крепость или даже на современный танк. Всю жизнь проводившие в походах и сражениях, рыцари старались спрятаться в своих латах от врагов, а сделали себя неузнаваемыми и для друзей!

В XI–XII веках тысячи рыцарей из разных стран объединились для крестовых походов, чтобы под предлогом спасения гроба господня захватить новые земли на Востоке. Тысячи "живых крепостей" двинулись в путь, и их невозможно было бы отличить друг от друга. если бы не ярко раскрашенные гербы у них на щитах.
Рыцарский герб, изображённый на щите, был единственным знаком отличия. Он служил рыцарю паспортом, рассказывал о его происхождении, родовитости, о заслугах и подвигах. При встрече рыцарям достаточно было увидеть гербы друг друга, чтобы узнать, друг это или враг.
Такой герб передавался по наследству, и потомкам были известны подвиги и проступки предков.

И раньше, в древние времена, у городов, государств, знатных людей были отличительные знаки. Чаще всего это были фигурки животных – на монетах, медалях, печатях. Но такие знаки и символы ещё не были гербами. Настоящие гербы появились именно у рыцарей, когда возник и особый язык гербов – язык геральдики. Каждый, кто знал этот язык, мог прочитать любой герб и по фигурам, изображенным на нём, получить полную характеристику рыцаря.
Геральдический язык – это особый, точный и краткий шифр вроде стенографии или азбуки Морзе. Здесь всё, начиная от цвета поля и кончая нарисованными на нём фигурами, имеет определенный смысл.
Голубой цвет означал величие, красоту, ясность красный – мужество зеленый – изобилие, свободу и надежду чёрный – скромность, образованность, печаль золото – богатство, силу, верность серебро – чистоту и скромность.(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Изображения животных тоже рассказывали об определенных качествах рыцаря: кошка означала независимость волк – злость, жадность лев – храбрость, силу, великодушие кабан – бесстрашие петух – воинственность павлин – хвастовство.
И форма щита говорила о многом. У труса срезали правый угол щита, тому, кто избил пленного, укорачивали щит снизу.

ЧТОБЫ НЕ ЗАПУТАТЬСЯ

Сначала гербы были очень простыми: звезда, крест, фигура животного. Каждый выбирал себе ту фигуру, которая ему больше нравилась или выражала его цель в жизни. Но со временем гербов становилось всё больше. Появились новые, а каждое поколение украшало гербы предков знаками своих побед и подвигов. Прочитать такой сложный герб мог уже не каждый, и при дворах королей и знатных феодалов появились герольды – люди, специально обучавшиеся искусству толкования гербов.
Накануне турниров рыцари, съехавшиеся со всей округи, выставляли свои щиты. Герольды по гербам изучали историю каждого рыцаря и решали, достоин ли он принять участие в сражении.

А теперь давай посмотрим некоторые гербы и послушаем, что рассказывает о них наука геральдика.
Вот рыцарские гербы, жалованные во времена крестовых походов.
Легенда говорит, что, когда кончился один из боёв, белые одежды храброго австрийского герцога были залиты кровью его врагов и только под поясом оставались белыми. Герцогу был дан новый герб – в красном поле белый пояс эти цвета до сих пор сохранились в государственном гербе и флаге Австрии.
Рыцарский знак передаваемый по наследству
Слева направо: герб Арагона, герб Христофора Колумба, герб немецкого города Бремена

Красно-золотой герб Арагона тоже родился на поле брани (рисунок выше): французский король Карл Лысый в знак восхищения мужеством раненого Готфрида Арагонского обмакнул пальцы в кровь рыцаря и по золотому полю его щита провел четыре красных полосы.
Рыцарский знак передаваемый по наследству
Слева направо: герб рода Дугласов (Шотландия), герб рода Медичи, один из английских гербов XVI века

За смелость и верность долгу в XIV веке был пожалован герб старейшему шотландскому роду Дугласов: "червлёное (красное) сердце, увенчанное королевской короной", и девиз "Исполнить или умереть".
Рыцарский знак передаваемый по наследству
Герб Жана д'Авена

По приказу Людовика XI был изменён герб рыцаря Жана д'Авена, оскорбившего мать. В наказание гордый лев, украшавший его герб, остался без языка и когтей!
Рыцарский знак передаваемый по наследству
Герб короля Хильдеберта

На гербе французского короля Хильдеберта изображена рысь за решеткой – в память о том, что Хильдеберту удалось взять в плен другого могущественного короля.
Рыцарский знак передаваемый по наследству
Герб Айвенго

Один из гербов вы узнаете, если вспомните роман Вальтера Скотта "Айвенго": "Рисунок на его щите изображал молодой дуб, вырванный с корнем, под ним была надпись: "Лишённый наследства".
Рыцарский знак передаваемый по наследству
Герб Шекспира

В средние века гербы были не только у рыцарей. Вот герб Вильяма Шекспира. Ниже герб сапожника.

Рыцарский знак передаваемый по наследствуГерб средневекового сапожника

По предмету, нарисованному на гербе, можно легко понять, чем занимается его владелец. Знатный итальянский род Медичи получил свое имя от слова "медик", "аптекарь". Поэтому в его гербе (рисунок выше) пять красных пилюль на золотом фоне. Справа внизу – герб города Берна ("бер" по-немецки значит "медведь").
Рыцарский знак передаваемый по наследству
Герб города Берна

Отошли в прошлое крестовые походы, но гербы продолжали существовать. Вот ярко расцвеченный герб Христофора Колумба (рисунок выше). Он получил его вместе с титулом вице-короля новых земель в 1492 году, после открытия Америки. Почитайте старинное описание этого герба:
"В первом красном поле четверо-частного щита – замок (эмблема Кастилии), во втором серебряном поле – лев (эмблема Леона), в третьем зелёном поле, изображавшем море, – пять серебряных островов, и в четвертом голубом поле – пять золотых якорей". Щит увенчивался шлемом, украшенным земным шаром с крестом. Девиз гласил: "Для королевства Кастилии и Леона Колумб открыл Новый Свет".
Рыцарский знак передаваемый по наследству
Старинные гербы русских городов, слева направо и сверху вниз: герб Тулы, герб Саратова, герб Смоленска, герб Уфы, герб Нижнего Новгорода, герб Курска.


Здесь ты видишь гербы русских городов XII–XIII веков. Ниже ты найдешь и личный, жалованный за заслуги русский герб. История у него особая. В 1741 году в России произошёл дворцовый переворот.
Рыцарский знак передаваемый по наследству
Лейб-кампанский солдатский герб

Дворцовые гренадёры возвели на престол дочь Петра I Елизавету. В знак благодарности она приказала всех солдат этой роты сделать дворянами и дать им гербы. В правой части каждого герба изображались стропила на чёрном поле с тремя горящими гранатами и тремя серебряными звездами.

О чем нам рассказывают гербы и эмблемы



О ЧЕМ НАМ РАССКАЗЫВАЮТ ГЕРБЫ И ЭМБЛЕМЫ

5 КЛАСС

Герб (польск.herb от нем.Erbe — наследство ) — эмблема . отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека . сословие . род . город . страну и т. п.).



Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах и попонах лошадей.
Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии



Символический язык гербов

Рыцарские гербы были символами, которые на языке рисунков показывали, кем являются их владельцы.

Чтобы не было двух одинаковых гербов, были приняты жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок и кому дозволено их носить. Эти правила пришли из Франции.

Создание и изучение гербов называется – геральдикой.

Люди, создававшие гербы и правила называются – герольдами. Они были глашатаями и распорядителями на рыцарских турнирах. Герольды приносили приказы, подавали боевые сигналы и считали убитых после боя. Они должны были опознавать мертвых рыцарей по их гербам.



Герольды разработали собственный язык для описания гербов.

Композиция, например, способ разделения поля, названа «делением», основные рисунки «ординариями» Изобразительные символы на щите герба названы «загрузкой».



Элементы герба





Рассмотрите внимательно государственный герб Нидерландов. Назовите элементы герба, которые здесь присутствуют



Форма щитов



Форма щитов для женских гербов



Деление щита

Щит рассечен Щит пересечен Щит скошен

Щит четверочастный Щит четверочастный Щит вилообразный

скощенный



Геральдические фигуры второстепенные





Не геральдические фигуры кресты













Материал для закрепления







Вопросы к уроку :




О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЮТ ГЕРБЫ И ЭМБЛЕМЫ. Герб эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца. - презентация

Презентация на тему: " О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЮТ ГЕРБЫ И ЭМБЛЕМЫ. Герб эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца." — Транскрипт:

1 О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЮТ ГЕРБЫ И ЭМБЛЕМЫ Рыцарский знак передаваемый по наследству

2 Герб эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба ( человека, сословие, род, город, страну и т. п.). геральдика. Изучением гербов занимается геральдика. Рыцарский знак передаваемый по наследству

3 Опознавательным знаком рыцарей ордена госпитальеров был красный крест на белом плаще. Со временем на щитах стали появляться индивидуальные опознавательные знаки, обозначавшие принадлежность рыцаря к благородному и свободному дворянскому роду. Рыцарский знак передаваемый по наследству

4 Знамя ордена госпитальеров и гербы первых 24 магистров Рыцарский знак передаваемый по наследству

5 Варяжский щит Немецкий щит Исландский щит Французский щит Итальянский щит Рыцарский знак передаваемый по наследству

6 Основные элементы классического герба. Основные элементы классического герба. 1 герб Англии XVIII в. 2 герб Франции первой четверти XIX в. Рыцарский знак передаваемый по наследству

7 герб князя Суворова-Рымникскогогерб графа Шувалова Рыцарский знак передаваемый по наследству

8 ЦветСимволическое значение цвета Золотой Могущество, богатство, знатность и сила в рисунке золотой цвет мог заменяться желтым Серебряный Чистота, невинность, благородство и правдивость в рисунке этот цвет заменялся белым КрасныйЛюбовь, мужество, великодушие ПурпурныйСила, могущество, господство, щедрость и достоинство ЗеленыйНадежда, изобилие, свобода, радость ЛазоревыйЧестность, верность ЧерныйСкромность, печаль, образованность БелыйМирные намерения

9 Форма гербового щита может быть такой. Поле щита принято делить следующим образом.

11 Животное, растение Символическое значение Лев (изображался в профиль) Власть, мужество, великодушие Леопард (изображался анфас) Отвага, храбрость КоньЛовкость, стремительность МедведьСила, предусмотрительность БыкВыносливость, ярость СлонВерность ОрелВласть ВоронДолголетие, мудрость ПетухБойцовские качества ПавлинПобеда над врагом Рыба Бдительность. Изображение рыбы являлось также древним знаком христианства ДельфинСила, дельфин с якорем символ верности ЗмеяМудрость ЕдинорогЧистота, невинность. Символ Иисуса Христа ДубКрепость, могущество ЛаврПочет и слава ОливаМудрость и мир ПшеницаДостаток, плодородие, обновление ЛилияЖизнь и воскресение

12 Негеральдические фигуры. 1 естественные (человек, животные, растения, явления природы) 2 искусственные (оружие, постройки, корабли, атрибуты войны и охоты) 3 фантастические (грифон, дракон, единорог и т. д.)

13

Рыцарские гербы

Вначале у знатных людей, живущих в Западной Европе, не было гербов. Отправляясь в военных поход, они рисовали на щитах какое-нибудь изображение, чтобы отличить своих от чужих. Но вскоре стало принято отражать на щитах количество выигранных битв и побеждённых врагов. То есть изображения постепенно приобрели символический характер, и их уже не меняли. Постепенно такие изображения и трансформировались в рыцарские гербы. Произошло это в конце XI века. А в XII веке эта символика надёжно заняли своё место среди других значимых символов.

Взглянув только один раз на рисунок, изображённый на щите, любой человек мог составить представление о его владельце. При этом стали строго следить за тем, чтобы случайно не оказалось 2-х абсолютно одинаковых рисунков. А для этого разработали специальные правила. Они жёстко регламентировали, что означает то или иное изображение, и кому оно может принадлежать.

Рыцарский знак передаваемый по наследству

Рыцарские гербы на щитах

Все эти веяния начали распространяться из Франции. Поэтому знаки и эмблемы называли на французском языке. Не заставила себя ждать и специальная наука, которую назвали геральдикой . Претворяли её в жизнь герольды. Это были специалисты высокого класса. Они в совершенстве знали все правила, традиции и выступали распорядителями на рыцарских турнирах.

Иногда они брали на себя обязанности и третейских судей. Происходило это в тех случаях, когда между рыцарями возникали споры из-за какого-то знака или символа. Герольд вмешивался в спор и решал его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Но при этом он должен был обладать недюжинными знаниями, чтобы грамотно и убедительно доказать спорщикам правильность своего решения.

Первое время на щиты наносили очень простые символы. Те, кто участвовал в крестовых походах, рисовали большие белые кресты. Если человек проявлял чрезмерную смелость на полях сражений, то он, при общем одобрении, рисовал льва. А вот власть и могущество олицетворял орёл.

Как видно, подобных символов мало, а иметь их хотели многие. Поэтому стали придумывать кресты самой разной формы. То же самое касается львов. Их изображали в разных позах. Лев бегущий, стоящий на задних лапах, лежащий, рычащий и даже спящий. На щитах также рисовали цветы, какие-то растения, бытовые предметы.

Рыцарские гербы передавались по наследству от отца к сыну, а в более редких случаях жаловались королём или крупных феодалом . В унаследованное от родителя изображение сын мог добавить какой-то свой знак. Поэтому со временем рисунок становился всё более сложным, а герольды при этом следили, чтобы изменения не были самовольными, а соответствовали правилам геральдики.

В основе любого герба находился щит. Это было поле, которое делилось на части. Самой почётной была правая часть. Именно на ней изображались самые главные знаки. Левая была менее почётной. На ней могли изобразить те же самые знаки, но в более узком, а иногда и более мелком виде.

Цвета использовались обычные - 7 цветов радуги. При этом старались чередовать светлые тона с тёмными. Такая контрастность способствовала более хорошему зрительному восприятию. Со щитов символы постепенно перекочевали на одежду. Затем их стали рисовать на конских попонах, сёдлах, знамёнах и вымпелах. Вассалы наносили на одежду герб своего господина.

К концу XII века все рыцари обзавелись своей символикой . Она были и у королей, и у мелкого дворянства. Затем мода коснулась служителей церкви, купцов, ремесленников и крестьян. То есть каждая семья, независимо от происхождения, могла придумать себе символику, согласовать её с герольдом и пользоваться на правах собственности.

Рыцарские гербы не оставили равнодушными и женщин. Многие знатны дамы наносили на одежду символы сразу и мужа, и отца. Это подчёркивало их статус и благородное происхождение. Обычно справа находились символы мужа, а слева располагались символы родителя.

Одежду, расшитую фамильными гербами, одевали только по особым торжественным случаям. Это рыцарские турниры, королевский приём, какое-то важное семейное событие. Те рыцари, которые состояли в свите более знатных сеньоров, надевали плащи под цвет гербового поля этих особ.

Таким образом, геральдика имела очень важное значение в светской жизни. Это были определённые правила, нарушать которые не допускалось. Сама гербовая символика характеризовала не конкретного человека, а всю его родословную. Поэтому совершать постыдные поступки было недопустимо. Так как в этом случае падало пятно позора на весь род - на всех предков и будущих потомков .

Геральдика

Рыцарский знак передаваемый по наследству

Изображение на гробнице Жоффруа V

Гера́льдика (гербоведение от лат. heraldus — глашатай ) — специальная историческая дисциплина. занимающаяся изучением гербов. а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье. когда и был разработан специальный геральдический язык.

Содержание

Зарождение геральдики [ править ]

Появление геральдики относят к периоду времени между первым. когда гербов ещё не существовало, и вторым. когда она стала делом привычным, крестовыми походами [2] [3]. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами [4] [5]. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты. обычно имевшие миндалевидную форму. различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями [6]. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей [7]. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года [2]. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века [8] [9].

Между тем некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (фр. Le veritable art du blason et l'origine des armoiries ) его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики ко временам Адама. Ноя. Александра Македонского. Юлия Цезаря и короля Артура. так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны уже в научных трудах по геральдике [10]. Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун -инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов. перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов [10].

На знаменитом ковре из Байё. изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере [6] [11].

К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V. умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча. умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I. возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами [4] [12].

Распространение [ править ]

В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры. уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 — патрициев и буржуа. к 1230 — ремесленников, в 1240 — цехов. в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии. Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах. потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей [13].

Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей [9].

Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров. бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до, по крайней мере, XVI века [14]. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды. от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах [15]. Оглашение герба выступающего на турнире рыцаря привело к становлению специального геральдического языка. характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряженными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба, как щитодержатели [15].

Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим [16]. Например, были сочинены гербы для Адама. Христа. ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других [17].

Геральдика возникла практически одновременно сразу в нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном. в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии [16] — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет. а затем в Азию. Африку и Австралию [18].

Вплоть до середины XVII веке интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии [19]. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы. криптонимы. значки и девизы [19]. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе не знатным лицам [20]. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы. которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов [21]. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии [19].

В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник », 1672 год). В 1705 году по указу императора Петра I в Амстердаме была напечатана книга «Символы и эмблемата », содержащая более 800 образцов и послужившая впоследствии примером для создания многих российских гербов. В 1722 году была создана Герольдия. в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи », включающий около 5000 гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

Цвета в геральдике [ править ]

Геральдические тинктуры (цвета) разделяются на металлы. меха и финифти (эмали). В геральдике используется девять важнейших тинктур: два металла, пять эмалей и два меха. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро. а также пять основных финифтей — червлень. лазурь. зелень. чернь и пурпур. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Символика цветов [ править ]

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху Средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции [22].

Основные понятия [ править ]

  • Герб — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, с изображением символов его владельца (человека, сословие, род, город, страну и т. п.):
  • гласный герб — прямо указывает на фамилию владельца или название города
  • полугласный герб — с отдалённым, относительным согласованием между именем города и эмблемами щита.
  • Геральдический щит — основа любого герба стилизованный щит с гербовыми фигурами на лицевой поверхности (в гербовом поле). Одна из распространённых форм — французский щит .
  • Геральдический язык — язык описания герба, процесс описания называют блазонированием, а само описание — блазоном.
  • Герольд — распорядитель рыцарских турниров. ведавший составлением гербов и родословий.
  • Оформление щита
  • Деление щита — разделение поля щита на различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий.
  • Гербовые фигуры — все фигуры (не деления), размещённые в щите герба:
  • геральдические — основные фигуры бывают почётные (например, глава, пояс, столб) и простые (ромб, круг и т.д.)
  • негеральдические — все фигуры, не относящиеся к геральдическим, разделяются на естественные (лев, орёл и т.д.), фантастические (дракон, ангел и т.д.) и искусственные (меч, подкова и т.д.).
  • Бризуры — отличительные геральдические знаки младшего поколения.
  • Знаки отмены — включаемые по приговору для обозначения бесчестного поступка.
  • Примечания [ править ]

    Литература [ править ]

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М. ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2 .
  • Левандовский А. П. В мире геральдики. — М. Вече, 2008. — 218 c. — ISBN 978-5-9533-2817-3 .
  • Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — СПб. Гербы и флаги, 2008.
  • Пастуро М. Геральдика / Пер. с фр. А. Кавтаскина. — М. Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. — ISBN 5-17-019779-9 .
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М. ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0 .
  • Фрайер С. Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М. АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9 .
  • Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М. ЭКСМО, 2006. — 352 c. — ISBN 5-699-18634-4 .
  • Лукомский В. К. и Типольт Н. А.. Русская геральдика, П. 1913
  • Ссылки [ править ]

    Источники:
    journal-shkolniku.ru, rpp.nashaucheba.ru, www.myshared.ru, www.factruz.ru, www.wikiznanie.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное