Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.
С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.
Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде.
Предметом моего исследования является процесс развития человеческой личности под влиянием биологических и социальных факторов. (2)
Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные задачи: • определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья • в ходе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические или социальные. • какой педагогический подход наиболее благоприятен для развития и формирования личности, как ученика.
"Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко.
Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, что бы дети отвыкали от своей оригинальности, что бы они умели хотели выполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только что преобразование души составляет воспитание.» Гегель (3)
Биологические факторы развития личности. Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.
Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. (1)
В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.
Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.
К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.
Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.
Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.
Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком.
Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.(4)
Социальные факторы развития личности. Социализация.
Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетво¬ряет усилия, которые осуществляют социальные институты.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.(5)
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.
Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинакова степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.(7) Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
Проблема развития и формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе.
Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е издание, учеб. пособие / В.А. Аверин. – С.-Пб. Издательство Михайлова В.А. 1998. – 220 с.
Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. учеб. пособие / А.Г. Асмолов. - М. Смысл, 2001. - 197 с.
Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. / И.В. Дубровина. - М. Просвещение, 1991. – 186 с.
Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломенский. - М. Просвещение, 1989. – 97 с.
Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М. Просвещение, 1977. – 298 с.
Рубинштейн. С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн. – С.-Пб. Питер, 2000.237 с.
Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности: учеб. Пособие / Д.И. Фельдштейн. – М. Просвещение, 1992. – 156 с.
Биологическое и социальное в человеке. Наследственность и воспитание
Человек - часть природы, имеет биологические свойства и подвластная биологическим закономерностям. В то же время, она - существо социальное, является носителем общественных характеристик и вне общества как человек не существует. Отсюда и возникает проблема соотношения биологического и социального в человеке.
С точки зрения современной науки и научной философии сущность человека (то есть то, что определяет ее специфику, отличие от других живых существ) социальная, но необходимо и признать наличие, значение и относительную самостоятельность ее биологической природы. Ученые считают, что биологическое в человеке "снятое" социальным. Это означает, что оно - это биологическое начало преобразовано в значительной степени подчинено социальному, но не устранено, сохраняется, образует с социальным диалектическое единство.
Генетически обусловленные, передаются по наследству анатомо-физиологические характеристики, в частности, структура нервной системы, мозга, органов чувств. У новорожденного ребенка они изначально являются человеческими. Врожденная возможность, способность овладеть языком, мышлением, стать личностью, реализуется только в человеческом, социальном окружении, в мире культуры. Биологически обусловлен ряд параметров человеческой жизни, например, возрастные этапы, продолжительность жизни. Но и здесь влияние социальных условий достаточно выразителен. Врожденные определенные особенности нервовопсихичних реакций, темперамент, тип высшей нервной деятельности возможно, и некоторые дарования, например, музыкальные, математические, - но опять-таки их проявление, развитие или, наоборот, торможения зависят от социальных условий, от обучения и воспитания. Есть предположение, для некоторых видов асоциального (антиобщественной, преступной ") поведения" привлекают "генетические факторы, но и здесь, если человек психически нормальна, не сумасшедшая, решающее значение имеет влияние среды, условия жизни, воспитания, моральное самосознание. Какими бы ни были врожденные особенности нервной системы, человек, который не страдает психическими заболеваниями, способна контролировать свое поведение и несет за нее ответственность.
Потребности и стремления, которые называются высшими, - познавательные, нравственные, эстетические, потребность в общении и проч. - Надбиологични, социальные по своему происхождению и содержанию. Общественно обусловленные соответствующие цели и мотивы поведения, образ мыслей, моральные принципы, мировоззрение, гражданские, политические позиции и проч.
Каждый человек уникален, неповторим. Эта уникальность обусловлена уже биологически, потому неповторимой есть у каждого человека комбинация генов (за исключением однояйцевых близнецов). Но она обусловлена и социально: неповторимый жизненный путь и опыт каждого человека и что очень важно - она обладает способностью к самоопределению. Человек испытывает влияние и природы (в частности своей биологической) и общества, и истории, но она не пассивный продукт этих факторов, так как имеет определенную свободу, выборочно относится к внешним обстоятельствам и воздействий, сама определяет линию своего поведения. Сильный духом человек бывает способен делать то, что считает своим долгом, требованием своего достоинства, вопреки обстоятельствам. Как писал И. Кант, "ты должен, значит, ты можешь". Даже на свою биологию человек может влиять, корректировать свой естественный темперамент, укрощать инстинкты, в определенной степени управлять потребностями. Давно было сказано: "любовь и голод правят миром". Но известно, что люди могут по религиозным соображениям отказываться от брака и голодать по политическим и иным мотивам.
Одна из особенностей биологии человека - высокая пластичность, приспособляемость, отсутствие жесткой привязанности к определенному набору условий существования, природной среды. Этим открывается пространство для действия социальных факторов и, в свою очередь, эти факторы уменьшают непосредственную зависимость от природных, в частности биологических обстоятельств.
Для человека - в результате его трудовой деятельности и социальных форм жизни, взаимной поддержки - теряют решающее значение процессы и законы естественного отбора и приобретают такое значение социальные закономерности, развитие и преемственность в сфере материальной и духовной культуры, то есть того подлинно человеческого мира, который создаем мы сами.
Мы, с одной стороны, еще далеко не исчерпывает всех возможностей нашего организма, в частности, нервной системы, колоссальных резервов мозга. С другой стороны, эти возможности, которые бы они ни были велики, все же не безграничны, их можно расширять, но с ними надо и считаться. Загрязнение среды, в частности, радиационное, рост нервно-психических перегрузок создают угрозу здоровью людей биологические последствия негативных факторов могут сказаться и на следующих поколениях. Необходимые меры и усилия в международном масштабе для предотвращения этих последствий и оздоровлению условий жизни.
10 особенностей, которые передаются по наследству
То, каким будет человек, зависит от окружающей среды и от наследственности. Генетика влияет на развитие интеллекта. рост, вес, цвет глаз, способности. Но есть и другие, менее очевидные влияния генов.
Стресс у детей. с тресс у родителей - он бывает у всех людей разных возрастов. И то, как младшее поколение справляется с ним, зависит от генетики. Стресс заседает в гиппокампе (часть головного мозга, которая отвечает за эмоции и переход от кратковременной памяти в долговременную). Когда человек переживает стрессовую ситуацию, его гиппокамп увеличивается или уменьшается. Чем больше у человека генов риска, тем больше уменьшается эта часть мозга. И это дает негативный эффект от пережитой ситуации. Если же у человека мало генов риска, то стресс может влиять на человека позитивно. Помимо этого, на подверженность ребенка стрессам влияет дородовая память. Если мама была склонна к стрессам во время беременности. то и ребенок будет предрасположен к ним.
ЖЕЛАНИЕ ПУТЕШЕСТВОВАТ Ь
Одни люди готовы потратить последние деньги на платье или туфли, а другие - на путешествия. Тяга к перемене мест заложена в гене DRD4-7R. Именно он регулирует потребность человека в путешествиях. И, как ни странно, по статистике он присутствует только у 20% населения.
Казалось бы, что сложного в вождении автомобиля? Просто не сбивайте людей и не врезайтесь в другие машины. Но и умение водить авто тоже связано с генетикой. Исследователи выяснили, что навыки вождения зависят от BDNF (нейротрофический фактор мозга), который отвечает за память, скорость реакции и другую связь между клетками мозга.
Вредные привычки - проблема общества любой национальности. Будет ли человек восприимчив к наркотикам, зависит на 50% от наследственности, к курению - 75%. Более того, гены на 60% решают, будет ли человек зависим от табака, и на 54% - сможет ли он бросить курить.
СКЛОННОСТЬ К НАСИЛИЮ
Агрессия у детей может быть вызвана как внешними факторами, нак и наследственностью. Ученые из Финляндии провели генетический анализ около 900 преступников и обнаружили два гена, отвечающих за агрессию. Носители такого набора генов склонны к насилию в 13 раз больше простых людей.
Абсолютно всем людям свойсвтенна лень. Иногда она бывает уместна -- все же мы не роботы и нам нужен отдых. Но некоторые люди ленятся больше других. И спасибо нужно говорить генетике. Гены лени существуют, и это доканазо учеными. Они собрали две группы крыс - более активных и более пассивных. И потом выяснили, что у них есть различия на генетическом уровне.
Лучший способ похудеть после родов и вообще привести себя в форму - советы генетика. Никаких диет - доверьтесь наследственности. Общие советы по похудению помогают не всем, а вот диеты, созданные на основе генетических особенностей, точно будут эффективны.
Ученые выяснили, что музыкальный вкус частично формируется на основе наследственности. На музыкалные предпочтения людей до 50 лет генетика влияет на 55%, а после 50 цифра снижается до 40 и большее влияние имеет окружающая среда.
Может, любовь с первого взгляда и существует, но и на ней есть отпечаток наследственности. На выбор партнера влияет группа генов ГКГ (главный комплекс гистосовместимости). Благодаря ему мы выбираем возлюбленных с противоположным ГКГ, что дает больше шансов на рождение здоровых детей.
Детские страхи имеют возрастную градацию. Если в младенчестве крохи боятся оставаться одни, то после того, как ребенок идет в школу и начинает общаться с большим количеством людей, у него появляются социальные фобии. Но часть страхов может передаться по наследству. Ученые провели эксперимент на мышах. С помощью электрического тока они привили им страх перед запахом вишни. Затем подопытных мышат начали разводить и их потомство тоже с самого рождения боялось вишни.
По материалам toptenz.net
Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека
Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений»[5].
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову)[6]. К ним относятся:
· пищеварительные рефлексы (слюноотделение),
· оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),
· ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).
Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.
Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:
· развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи),
· предрасположенность к целенаправленному труду,
· развитие мыслительных способностей человека,
· осознание своих действий, поступков, деятельности.
Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:
· группу крови и резус-фактор,
· программирует также свойства нервной системы,
· свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.[7]
Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.
Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.[8]
Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.
Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей[9].
Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это
· тонкость и точность ручных движений,
· совершенная речь и ряд других.
Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:
· экономические и др.
Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга .
Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он. наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений. »[10]. Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.
Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.
Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.
Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены[11].
Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Современная система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.
Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.
Развитие человека с физиологической точки зрения — очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.
Современная педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания
Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия.
Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека[13].
Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.
Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.
К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности к внутренним – биологические, наследственные факторы.
Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.
Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.
В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды.
Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.
Роль наследственности в развитии личности человека
Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип. Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
1. Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.
2. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.
3. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.
4. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.
5. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.
6. По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.
Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.
В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).
Последнее время позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.