Особенности организации и руководства трудовой деятельности детей 2-4 лет
«Особенности организации и руководства трудовой деятельности детей 2-4 лет»
Кондукторова Наталия Валерьевна
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
Цель: Выявить особенности организации и руководства трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему — лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи:
ПЕРВАЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребёнок воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.
ВТОРАЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребёнка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.
ТРЕТЬЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.
Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе детского сада.
В соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Вераксы трудовое воспитание, включая основные его виды — самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически начинает осуществляться с двух лет (с первой младшей группы).
И понятно, почему не следует такое приглашение, ребенок будет мешать. Между тем какую радость могла бы испытать девочка от такой совместной работы. Она увидела бы плоды своего труда — на тарелке вкусное, красивое печенье. Дети, особенно дошкольники, с удовольствием работают вместе с родителями. Пример труда родителей их увлекает, они горды сознанием того, что им доверено участие в семейном труде.
Статья на тему: Трудовое воспитание в семье
Любой труд делает человека
более радостным, более творческим,
умным, культурным, образованным,
нравственно развитой личностью.
В. А. Сухомлинский
Общество на рубеже тысячелетий столкнулось с рядом социальных проблем трудового воспитания подрастающего поколения:
- недостаточная подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности
- приверженность определенной части молодежи к «легкой жизни»
В этой ситуации очень важной и актуальной на сегодняшний день задачей, является трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, желания работать, особенно в городских семьях, где в силу сложившихся обстоятельств, дети, не приученные к работе с самого раннего возраста, не обладают трудолюбием.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается, как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования нравственно – трудовой личности.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что государственная политика направлена на интеграцию личности, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание трудолюбия, любви к семье. Формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6).
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?
Труд следует рассматривать не только как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу, но и как средство нравственного воспитания.
Когда мы, взрослые, печёмся о нравственном воспитании детей, то очень часто это делаем так, как будто нравственность – автономная область жизни или какой-то «предмет», который мы должны преподавать нашим детям.
Нравственность – это то, как мы живём, как трудимся, что одушевляет нашу жизнь.
Нравственное учение действенно лишь в том случае, если оно воплощается нами в жизни, а не остаётся на бумаге и словах.
Как писал К. Д. Ушинский: «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». А это значит, что ещё в дошкольном возрасте надо решать проблему трудового воспитания, которое связано с нравственным воспитанием.
Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Детям свойственно подражание. Именно подражание побуждает детей к активной деятельности. Ребенок наблюдает за тем, что делает взрослый и у него возникает желание делать тоже самое. Основная задача родителей не погасить, а развить и углубить его, если родители хотят вырастить трудолюбивых детей.
В раннем возрасте ребенок учится самообслуживанию, затем от самообслуживания происходит переход к труду для других. Дети растут и постепенно расширяется круг обязанностей. наращивая сложность. Родителям необходимо помочь ребенку ощутить пользу своего труда, испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим. Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Если ребенку дали поручение, а он не успел его выполнить? Как в этом случае следует поступить? Можно: мирно предложить свою помощь: «Давай вместе, хочешь?» А лучше всего набраться терпения и дать ребенку довести начатое, до конца.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что родители должны готовить детей к будущей самостоятельной жизни. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, воспитывается привычка трудиться, в тоже время - привычка заботиться о своих близких. Для любой мамы будет самый лучший подарок, когда придешь с работы, а дети приготовили обед и, накрыв на стол, ждут, когда мама с работы придет. Приучать детей нужно делать любую работу. Мальчики, как и девочки, учатся делать все необходимое по дому. Пока дети маленькие, мальчики также охотно, как и девочки готовы помочь на кухне: мыть посуду, готовить.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Необходимо приучать детей делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Необходимо проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что надо, а потом что хочу.
Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач.
Своеобразие труда дошкольника
Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей.
Труд дошкольников носит воспитывающий характер, т.к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей.
Сближает со взрослыми..
Труд дошкольников тесно связан с игрой.
В процессе труда дети часто обыгрывают трудовые действия.
Труд детей не имеет материального вознаграждения и носит ситуативный не обязательный характер, но от его отсутствия страдает формирующийся нравственный облик ребенка.
Все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.
Главная цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду.
Она реализуется в 2-х направлениях:
1) Ознакомление с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда
2) Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитываются положительные отношения, черты характера, навыки организации труда.
Особенности формирования компонентов трудовой деятельности (цель, мотив, планирование, процесс деятельности, результат) у дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте дети не могут самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат труда.
Действия ребенка носят не целенаправленный, процессуальный характер (т.е. ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат). Дети овладевают способами действия по подражанию взрослому. Необходимо постепенно формировать у ребенка способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом.
Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях (изготовление игрушек) ставят цель сами. Но также могут осознавать и отдельные цели (выращивание урожая), которые ставит и объясняет взрослый. Важно знать ради чего он трудится.
Мотивы могут быть разные:
- Получить от взрослых положительную оценку своих действий самоутвердится вступить в общение со взрослым принести пользу другим (общественный мотив).
Планирование трудовой деятельности – важный компонент труда, он включает в себя:
Организацию работы,
Исполнение,
Контроль и
Оценку как отдельных этапов так и результата в целом.
Младшие дети вообще не планируют свою деятельность.
В старшем дошкольном возрасте дети планируют часто только процесс исполнения и забывают об организации труда, и намечая только основные этапы, но не способы исполнения.
Часто не предусматривается также контроль и оценка собственной работы. Словесное планирование отстает от практического. Планированию своей деятельности следует специально учить, при этом проговаривать с ребенком все этапы и способы действий. Это учит предвидеть результат труда.
Процесс труда должен быть интересен для детей, т.к. в нем отрабатываются все необходимые умения и навыки. Для этого взрослому следует самому тщательно продумать организацию труда ребенка, инвентарь, оценку результата труда и пр.
Результат труда для младших детей важен моральный(положительная оценка взрослого). Старших дошкольников интересует достижение практического. Материального результата, хотя и оценка взрослых также важна.
Виды (содержание) труда детей дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте основным методом обучения являются показ и объяснение, а также положительная педагогическая оценка.
В среднем дошкольном возрасте усложнение задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой. Важно формировать у детей приемы взаимопомощи, учить обращаться с просьбой друг к другу и т.д. используются игровые ситуации и рассматривание картинок (для формирования представлений о последовательности действий).
В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами и пр.
2. Хозяйственно – бытовой труд – направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание сверстников, поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к товарищам.
В младшем дошкольном возрасте формируют элементарные хозяйственно – бытовые навыки:
Помогать накрыть на стол,
Приводить в порядок игрушки и пр.
Взрослый обязательно должен оценивать нравственную сторону трудового участия ребенка. (Пример: «Катя очень аккуратно убрала игрушки, молодец!»). Такие оценки способствуют формированию у детей представлений о том, как нужно поступать и вызывать желание подражать сверстникам.
В среднем дошкольном возрасте содержание хозяйственно – бытового труда расширяется: дети полностью сервируют стол, приводят в порядок игрушки и пр.
Взрослый систематически формирует у ребенка привычку к трудовому усилию, развивает самостоятельность и инициативу в выполнении порученных дел.
В старшем дошкольном возрасте хозяйственно – бытовой труд становится систематическим и переходит в обязанность дежурных.
Особенность хозяйственно – бытового труда состоит в умении детей самостоятельно организовывать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. Именно этому следует учить детей.
3. Труд в природе – благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования.
Содержанием является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде и т.д.
В младшем дошкольном возрасте необходимо организовывать наблюдения за растениями и животными. Дети помогают взрослому в уходе за ними.
В старшем дошкольном возрасте обязанности детей шире.
Особенности труда в природе:
1) Результат в форме материального продукта (овощи, фрукты)
2) Часто имеет отсроченный результат (посеяли семена, затем ждем, пока взойдут и т.д.), поэтому воспитывает у детей наблюдательность и выдержку, терпение
3) Общение с живыми объектами развивает у детей нравственные чувства, бережное отношение, ответственность и пр.
4) Развивает познавательные интересы, способствует осознанию взаимосвязи между природными явлениями и объектами.
4. Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона. Дерева.
Развивает воображение, творческие способности, мелкие мышцы рук, а также выдержку и пр. Дети учатся изготавливать поделки и украшать ими помещение, дарить.
Социальные, общественные, политические, нравственные трудности в каждом временном отрезке истории имеют свои особенности. Это побуждает философов, психологов, педагогов того или иного исторического периода рассматривать проблему взаимодействия детей и родителей под тем углом зрения, который данные особенности в большей мере отражает. Безусловно, не всегда точки зрения совпадали и, более того, часто бывали диаметрально противоположными.
Еще во времена становления социальной педагогики как науки зарубежные педагоги решали проблемы детско-родительского взаимодействия. И.Г.Песталоцци считал, что взаимодействие между детьми и родителями первоначально строится на материнском чувстве любви и заботы к ребенку: "…материнская сила и материнская преданность природосообразно развивают в младенце ростки любви и веры. Эта сила и эта преданность призваны подготовить и заложить основы благотворного влияния отцовской силы, братского и сестринского чувства и таким образом постепенно распространить дух любви и доверия на весь круг семейной жизни. Физическая любовь к матери и чувственная вера в нее вырастают таким путем до человеческой любви и человеческой веры. Исходя из любви к матери, этот дух любви и доверия находит себе выражение в любви к отцу, братьям и сестрам и в доверии к ним".
Деятели философии, например Герберт Спенсер, тоже обращались к проблемам семейного воспитания, в том числе взаимодействия детей и родителей. Главную цель воспитания он выводит из идеи о человеческом назначении, суть которого "жить полной жизнью". Значит, нужно подготовить человека к выполнению различных видов деятельности, охватывающих всю жизнь.
Н.А. Добролюбов в своих статьях выступает за отказ от авторитарного стиля взаимодействия детей и родителей, требует разумного отношения к детям, уважение к личности ребенка. Только тогда у ребенка разовьются творчество, инициатива, смелость мышления и действий: "Искусства обращаться с детьми нельзя передать дидактически можно только указать основания, на которых оно может утверждаться, и цель, к которой должно стремиться. И мы думаем, - главное, что должен иметь в виду родитель, - это уважение к человеческой природе дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более всего - правильные понятия о вещах, живые и твердые убеждения, - заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде, а не из страха и не из корыстных видов похвалы и награды".
К. Д. Ушинский, важным аспектом детско-родительского взаимодействия видел труд. Поэтому надо приучать ребенка делать не только то, что его занимает, но и нужное, хотя и не увлекательное: "Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда. Чем обеспеченнее будущее состояние воспитанника, чем менее предвидится для него насущных необходимостей, вызывающих поневоле на труд, тем более должен расширяться перед ним горизонт мира, в котором для всякого, кто понимает назначение жизни человека и научился сочувствовать интересам человечества, найдется довольно почтенного и полезного труда. Чем богаче человек, тем выше, тем духовнее должно быть в нем отношение к своим родителям. А родители должны помнить, что возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач".
Ф.Э. Дзержинский утверждал, что телесные наказания препятствуют эффективному детско-родительскому взаимодействию: "Розга, чрезмерная строгость и телесные наказания никогда не могут желательным образом затронуть сердце и совесть ребенка, ибо для детских умов они всегда останутся насилием со стороны более сильного и привьют либо упрямство, даже тогда, когда ребенок осознает, что он поступил плохо, либо убийственную трусость и фальшь. "
П.Ф. Лесгафт во взаимодействии детей и родителей видел проблему честности и последовательности родительского руководства: "Проявления ребенка первоначально исключительно имитационные вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы".
Литература
И.Г.Песталоцци. Из произведения "Лебединая песня", Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М. 1981.- Т. 2.- С. 217-218
Хрестоматия по истории педагогики. Т .2, Ч. 1, - М. - С.435 - 470.
Добролюбов Н.А. Педагогические сочинения. - М. 1949. - С.136-147.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1.Вопросы воспитания. - М. 1953. - С.306 - 326.
Ф.Э. Дзержинский, Дневник заключенного: Письма - М. 1977.-С. 21-23.
П. Ф. Лесгафт из работы "Семейное воспитание ребенка и его значение" Избранные педагогические сочинения-М. 1951.-С. 215-216.
Автор: Елена Валиуллина
Полное или частичное копирование материалов разрешено при условии установки прямой обратной ссылки на сайт Твой ребенок.ру.