Что из перечисленного передается по наследству цвет глаз и волос
Доминант и рецессив
Не секрет, что наша внешность складывается из ряда признаков, которые определяются наследственностью. Можно говорить о цвете кожи, волос, глаз, росте, телосложении и так далее.
Большинство генов имеют две или более вариаций, называемых аллелями. Они могут быть доминантными и рецссивными.
Полное доминирование одной аллели наблюдается крайне редко, в том числе и по причине косвенного воздействия других генов. Также на внешний вид малыша влияет множественный аллелизм, наблюдаемый у ряда генов.
Поэтому ученые говорят только о более высокой вероятности появления у детей внешних признаков, вызванных доминантными аллелями родителей, но не более того.
Например, темный цвет волос является доминирующим над светлым. Если оба родителя имеют черные или русые волосы, то и ребенок будет темноволосый.
Исключения возможны в редких случаях, если в роду со стороны обоих родителей были, например, блондины. Если же оба родителя являются обладателями светлых волос, то вероятность, что малыш будут брюнетом, возрастает. Вьющиеся волосы с большей вероятностью передадутся по наследству, потому что они являются доминирующими. Что касается цвета глаз, то сильными являются также темные цвета: черные, карие, темно зеленые.
Такие особенности внешности, как ямочки на щеках либо подбородке доминируют. В союзе, где хотя бы у одного партнера есть ямочки, они, скорее всего, передадутся младшему поколению. Практически все ярко выделяющиеся особенности внешности являются сильными. Это может быть большой, длинный нос или горбинка на нем, оттопыренные уши, густые брови, пухлые губы.
Будет ли девочка послушной?
Станет ли дочка опрятной девочкой, обожающей куклы, или будет расти, как мальчишка, играя в «казаков-разбойников», во многом определяется материнским инстинктом, который, как выяснилось, зависит от двух генов.
Исследования, проводимые организацией Human Genom Organisation (HUGO), шокировали научное сообщество, когда представили доказательства, что инстинкт материнства передается исключительно по мужской линии. Именно поэтому ученые утверждают, что по поведенческой модели девочки с большей долей вероятности будут похожи на бабушек по отцу, чем на родных матерей.
Наследуемая агрессивность
Российским ученым в проекте Геном Человека ставилась задача определить, являются ли агрессивность, раздражительность, активность и общительность – генетически наследуемыми признаками, или формируются в процессе воспитания.
Выяснилось, что три первые черты темперамента имеют наследственную природу, а вот общительность на 90% формируется в общественной среде. Например, если кто-то из родителей склонен к агрессии, то с вероятностью 94% это же повторится в малыше.
Высокогорные гены
Генетикой можно объяснить не только внешние признаки, но даже и национальные особенности разных народов. Так, в геноме шерпов есть аллель гена EPAS1, который увеличивает присутствие гемоглобина в крови, что объясняет их приспособленность к жизни в высокогорных условиях. Этой адаптации нет больше ни у одного народа, но точно такой же аллель найден в геноме денисовцев — людей, не относящихся ни к неандертальцам, ни к виду Homo Sapiens. Вероятно, много тысячелетий назад денисовцы скрещивались с общими предками китайцев и шерпов. Впоследствии китайцы, живущие на равнинах, данный аллель утратили за ненадобностью, а у шерпов он сохранился.
Гены, сера и пот
Гены отвечают даже за то, как сильно человек потеет, и какая у него ушная сера. Существует две версии гена ABCC11, распространённых в человеческой популяции. У тех из нас, кто владеет хотя бы одной из двух копий доминантной версии гена, выделяется жидкая ушная сера, а у обладателей двух копий рецессивного варианта ушная сера твёрдая. Также ген ABCC11 отвечает за выработку протеинов, которые выводят пот из пор в подмышках. У людей с твёрдой ушной серой такой пот не выделяется, поэтому у них нет проблем с запахом и необходимости постоянно пользоваться дезодорантом.
Ген сна
Сон обычного человека составляет 7—8 часов в сутки, однако при наличии мутации в гене hDEC2, регулирующем цикл сон-бодрствование, необходимость во сне может сокращаться до 4 часов. Носители этой мутации за счёт дополнительного времени часто добиваются большего в жизни и карьере.
Ген речи
Ген FOXP2 играет у человека важную роль в формировании речевого аппарата. Когда это выяснилось, генетиками был проведен эксперимент по внедрению гена FOXP2 шимпанзе, в надежде, что обезьяна заговорит. Но ничего подобного не произошло – зона, отвечающая у человека за функции речи, у шимпанзе регулирует вестибулярный аппарат. Умение лазить по деревьям в ходе эволюции для обезьяны оказалось куда важнее, чем развитие навыков речевого общения.
Ген счастья
Вот уже все последнее десятилетие генетика бьется над доказательством, что для счастливой жизни нужны соответствующие гены, а точнее, так называемый ген 5-HTTLPR, который отвечает за транспортировку серотонина («гормона счастья»).
В прошлом столетии эта теория считалась бы безумной, но сегодня, когда уже открыты гены, отвечающие за облысение, долголетие или влюбленность, ничего уже не кажется невозможным.
Чтобы доказать свою гипотезу, ученые Лондонской медицинской школы и школы экономики опросили несколько тысяч человек. По итогам, волонтеры, у которых было две копии гена счастья от обоих родителей, оказались оптимистами и не склонными к какой-либо депрессии людьми. Результаты исследования были опубликованы Ян-Эммануэлем де Неве в журнале Journal of Human Genetics. При этом ученый подчеркнул, что вскоре могут быть найдены и другие «счастливые гены».
Тем не менее, если у вас, по каким-то причинам, долгое время держится плохое настроение, не стоит слишком уповать на свой организм и винить матушку-природу, в том, что она «обделила счастьем». Ученые утверждают – человеческое счастье зависит от многих фактором: «Если вам не везет, вы потеряли работу или, расстались с близкими, то это будет гораздо более сильный источник несчастья, независимо от того какое количество каких генов у вас есть», — заявил де Неве.
Гены и болезни
Гены влияют и на то, к каким болезням у человека может быть склонность. Всего на сегодняшний день описано около 3500 генетических заболеваний. и для половины из них установлен конкретный виновный ген, известно его строение, типы нарушений и мутации.
Что такое человек_обществознание
Тест по теме «Что такое человек?»
А1. Что из перечисленного не относится к биологическим потребностям?
А2. И человек, и животные:
- Обладают связной речью
- Умеют мыслить
- Сознательно действуют
- Используют различные предметы
А3. Что из перечисленного передается по наследству?
- Цвет глаз и волос
- Занимаемая должность
- Выбор профессии
- Любовь к чтению книг
А4. Неповторимость, уникальность человека:
- Личность
- Наследственность
- Эмоциональность
- Индивидуальность
А5. Социально и духовно развитый человек:
А6. Верны ли следующие суждения о деятельности:
А. Деятельность- активность, присущая как человеку, так и животным
Б. Многие ученые считают важным видом деятельности общение?
- Верно только А
- Верно только Б
- Оба ответа верны
- Оба ответа неверны
А7.
А. Потребности человека делятся на биологические, социальные и духовные
Б. Нельзя полностью удовлетворить все потребности человека?
- Верно только А
- Верно только Б
- Оба ответа верны
- Оба ответа неверны
А8. Верно ли, что
А. Одни и те же события рождают у людей одинаковые чувства
Б. Эмоциональность не передается по наследству?
- Верно только А
- Верно только Б
- Оба ответа верны
- Оба ответа неверны
А9. Верны ли суждения об эмоциях:
А. Эмоция определяет настроение человека
Б. Эмоции бывают как положительные, так и отрицательные?
- Верно только А
- Верно только Б
- Оба ответа верны
- Оба ответа неверны
А10. Десятиклассница Ирина интересуется русской литературой. Она много читает, пробует писать стихи. В течении трех лет становится победителем городской
олимпиады по русскому языку и литературе. Как можно назвать качества Ирины, которые проявляются в данной деятельности?
А11. В приведенном списке указаны биологические и социальные характеристики человека. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера биологических характеристик, а затем социальных.
Для общего развития: почему у детей и родителей разная внешность
или Объясним человеческим языком, как передается по наследству цвет глаз, волос и все прочее.
У меня темные волосы и карие глаза. У моей жены темные волосы и серо-голубые глаза. У обоих вторая группа крови.
А у старшей дочки (вот она. кстати, два года назад) – светлые кудряшки, голубые глазищи и первая группа.
Теперь поднимите руки, кому это кажется малопонятным. Ооо, сколько вас. Опустите. Я почему этот вопрос задал – дело в том, что НИ ОДИН человек из тех, с кем я говорил о наследственности, не понимал ее принципа, хотя он проще пареной репы. Ужасно захотелось объяснить на пальцах, как передается по наследству цвет глаз, волос, ну и группа крови заодно.
Вся информация о том, как мы выглядим, записана в хромосомах. В каждой хромосоме – куча генов. Каждый ген отвечает за какой-то отдельный признак, например, цвет волос или цвет глаз.
Вроде все просто? Раз ген говорит «светлые», то и глаза у вас светлые, чего тут сложного! Фигушки. Потому что у человека не просто 46 хромосом, а два набора по 23: один набор достался от мамы, второй от папы. Так что у каждого из нас не один, а ДВА гена, которые отвечают за цвет волос, ДВА гена, которые определяют цвет глаз, и вообще по ДВА гена на каждый признак.
Если и от папы, и от мамы вам достался ген светлых волос, то все понятно – у вас два «светлых» гена, спорить им не о чем, и волосы у вас светлые. То же самое с темными волосами. А если один ген говорит «светлые», а второй – «темные»?
Чтобы человек не порвался пополам, одни признаки проявляются сильнее других. В случае с цветом глаз и волос темный сильнее светлого. То есть если мне от папы достался «темный» ген, а от мамы «светлый», то волосы у меня будут темными (сорри, мама). Но при этом светлый ген во мне по-прежнему есть (. )
Как же у двух брюнетов получилась дочка–блондинка? Просто и у меня, и у моей нежно любимой жены один из двух генов - светлый. Но внешне он не проявляется, потому что второй ген – более сильный темный. Такие «слабые» гены могут передаваться из поколения в поколение, никак не проявляясь внешне, пока не пересекутся у двух родителей и не достанутся ребенку. Как определяется, какой именно из двух генов перейдет от родителя к ребенку? Никак. Случайным образом. Карма :)
Из всего этого следует вывод: у брюнетов может родиться ребенок-блондин, а вот у блондинов ребенок-брюнет родиться не может. Впрочем, я не специалист в генетике и не буду утверждать, что исключений быть не может.
Теперь разберемся, как наследуется группа крови.
У нас в крови может содержаться два основных белка, их обозначают буквами А и В. Но их там может и не быть. Если у вас нет ни одного из них (обозначается ноликом – 0), это первая группа. Если у вас только белок А – вторая. Если только В – третья. Если и А и В – четвертая. Вот так:
От родителя к ребенку эти белки могут передаться, а могут и не передаться. Например, у папы и у мамы II группа (у обоих А). Это «А» ребенку может передаться хотя бы от одного родителя (тогда у него будет II группа), а может и не передаться ни от кого – тогда у него будет первая (0). А вот III или IV группы у ребенка в этом случае быть не может: у него ведь неоткуда взяться букве «В», верно?
С резус-фактором та же история. Если хотя бы один из родителей резус-положителен, у ребенка может быть и плюс, и минус. Если оба родителя резус-отрицательны, то «плюса» у ребенка быть не может – взяться неоткуда.
Кому интересно - вот здесь подробно расписано, из каких групп крови какие получаются:
Ну вот примерно так. Но не забывайте самого главного. Генетика – дело темное. Я лишь хотел, чтобы вы поняли принцип. Надеюсь, это информация осела у вас в голове и в мире стало чуть меньше незнания.
И вопрос к прочитавшим: интересно было об этом читать? стоит ли писать подобные заметки в будущем (не про рисование)? Напишите, пожалуйста, в комментах свое мнение. Спасибо.
Еще рекомендую:
Карма=данный спермотозоид был быстрее, ловчее и зубастее (стенки яйцеклетки ведь тоже нужно прогрызть быстрее остальных сотоварищей). Цвет глаз определяется не одним геном. Вот хотя бы выдержка из википедии (не самый уважаемый научный сайт, но все же ): Традиционно считается, что цвет глаз определяется наследственностью. За светлые глаза отвечает мутация гена OCA2. За синий или зелёный цвет отвечает ген EYCL1 хромосомы 19 за коричневый — EYCL2 за коричневый или синий — EYCL3 хромосомы 15. Кроме того, с цветом глаз связаны гены OCA2, SLC24A4, TYR. Согласно классической генетике, гены, дающие тёмные глаза — доминантные, а светлые — рецессивные. Однако, в действительности, генетика цвета глаз очень сложна, поэтому их комбинации у родителей и детей могут быть крайне разнообразны. Бывают и более сложные генетические механизмы, влияющие на фенотип (свойства). Например, Эпистаз - взаимодействие генов, при котором активность одного гена находится под влиянием вариаций других генов. Ген, подавляющий фенотипические проявления другого, называется эпистатичным ген, чья активность изменена или подавлена, называется гипостатичным. Существует также неполное проявление гена/болезни или мутации (тоже зависимость от чего то другого, чего мы еще пока не понимаем). В общем, давайте лучше рисовать!
Спасибо за дополнение, Наташа! Безусловно, все гораздо сложнее. Как я и написал, я попытался объяснить самый-самый общий принцип, на уровне школьного курса биологии. Своего рода ликбез, и если у прочитавшего хотя бы отложилась в памяти мысль о парности хромосом (и определяющих признак генов), я уже буду доволен.
Спасибо. Объясню мужу с серыми глазами, что наш ребенок с карими глазами (у меня тоже серые) от него благодаря тому что Бывают и более сложные генетические механизмы, влияющие на фенотип
PS
это шутка, у всех троих детей глаза серые, а вот группа крови у всех разная
Дорогая Катюша! Спасибо за подробный комментарий. К сожалению, пока что ни одному ученому не удалось доказать, что патриотизм, трудолюбие и т.п. как-то связаны с генами. Что касается вашего последнего вывода, то он логичен только при условии, что славяне всегда здоровее всех остальных, но вряд ли это допущение верно.
Частенько замечаю, что светловолосых (светло русых) детей становится все больше. У меня и у жены волосы темные. Мои глаза цвета болота (ни карие, и не зеленые, а смесь какая-то). у жены глаза серо-голубые. Первый ребенок родился с темными волосами и карими глазами. Остальные трое, все светловолосые и светлоглазые. У сестры моей жены, точно такая же история. Знаю много семей, ситуация которых, в точности совпадает с нашей. Эта статья многое мне разъяснила.
А может просто славянская кровь очищается от азиатской примеси? (Триста лет монголо-татарского ига сильно попортили славянский генофонд) :-)
Последние комментарии от Катюши и Владимира про позитивность славянских генов и очищение крови особенно повеселили. Дедушка Гиммлер очень бы порадовался таким идейным наследникам. Какая у людей все-таки каша в головах
Оставляя комментарий, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных (я их нигде не использую, просто обязан предупредить в соответствии с ФЗ № 152)
Добавить комментарий Отменить ответ
Мои популярные книги в Лабиринте
и мои новые книги - БЕСПЛАТНО! Познакомьтесь с таксой Кляксой и отважным рыцарем сэром Бидоном!
Подписывайтесь в соцсетях
3000 подписчиков уже получают уроки по почте
Как передается цвет глаз
Единственное, что почти наверняка могут сказать при прогнозировании пигмента радужной оболочки у малыша - что рожден ребенок будет с голубыми глазами. В дальнейшем цвет будет меняться. Существуют различные пигменты радужки. Глаза могут быть в диапазоне от серого до синего, от болотного до зеленого и от светло-коричневого до почти черного.
Зависит цвет глаз от пигмента меланина, точнее, от его количества. Если оно маленькое, цвет глаз голубой, если большое, цвет почти черный. У новорожденных количество меланина очень небольшое, поэтому глаза имеют синий цвет. У некоторых малышей при рождении возможен светло-коричневый цвет глаз. К 6 месяцам количество меланина меняется, и цвет глаз может измениться. Пигмент доходит до определенного уровня к 20-30 месяцам, а затем его количество практически не меняется. Следующая смена уровня пигментации приходится уже к пенсионному возрасту. Помимо пигмента, с возрастом утолщается и сама радужка, меняя при этом оттенок.
Существуют два противоположных мнения в изучении наследования цвета глаз. Одно из них говорит о том, что наследование происходит от родителей к детям или от бабушек и дедушек к внукам. Другие ученые утверждают, что наследования не существует.
Генетика давно изучает наследование цвета глаз. И теперь с большей долей вероятности ученые могут сказать о будущем оттенке радужки у ребенка. Итак, существует 2 гена, которые могут повлиять на цвет глаз ребенка. Ген HERC2, который имеет 2 копии, может быть карий-карий, карий-голубой, или голубой-голубой. Карий цвет всегда доминантный, а голубой рецессивный. Ген EYCL1 также имеет 2 копии и может быть зеленый-зеленый, зеленый-голубой, голубой-голубой. Зеленый цвет является доминантным, а голубой рецессивным. Ребенку от каждого из родителей передается 2 гена. А тут уже вступают в силу законы генетики.
Например, если один из родителей имеет 2 копии гена HERC2 карего цвета, с большей долей вероятности, независимо от типа генов у другого родителя, у ребенка будут карие глаза. Но интересно и то, что если второй родитель передает рецессивный ген голубого цвета, у внуков глаза могут быть голубые или зеленые. Это возможно лишь в том случае, если второй ген HERC2, переданный внуку родителями, будет голубой. Таким образом, получается, что если родителями был передан хоть один ген карего цвета, у ребенка, скорее всего, будут карие глаза.
Но возможно и такое, что у обоих родителей глаза карие, а у ребенка глаза голубые или зеленые. Это объясняется тем, что родители передали ребенку по 1 гену HERC2 синего цвета, являвшимся у родителей рецессивным. Тогда в силу вступают гены EYCL1, и уже в зависимости от того, передадутся ли доминантные гены зеленого оттенка и зависит, какой цвет приобретут глаза ребенка.
Группа ученых провела исследования, которые опубликованы в American Journal of Human Genetics, о наследовании цвета глаз. В ходе исследования были изучены 4000 человек, многие из них были родственниками, некоторые близнецами. В результате было доказано, что определенного гена, отвечающего за пигмент, не существует. Существует ген OCA2, который отвечает за цвет волос, кожи человека и глаз. В этом гене всего 6 элементов. Именно расстановка этих элементов и отвечает за цвет глаз. Некоторые из элементов отвечают за оттенок глаз, то есть делают цвет либо светлее, либо темнее. Другие отвечают за количество меланина, соответственно отвечая за цвет глаза. Мутации в этом гене и приводят к таким феноменам как альбинизм или гетерохромия. Но несомненно, влияние генов родителей все же присутствует.
.Тест по теме «Человек в социальном измерении».
А1.Что из перечисленного относится к биологическим признакам человека?
1) Общение
2) Речь
3) стремление к самоутверждению
4) способность к прямохождению
А2. На чём основаны действия животных?
1) на сознании
2) на инстинкте
3) на мышлении
4) на разуме
А3. Совокупность качеств, приобретаемых человеком в процессе жизни в обществе:
1) характер
2) индивид
3) личность
4) инстинкт
А4. Что из перечисленного относится к социальным признакам человека?
1) объём головного мозга
2) отсутствие волосяного покрова
3) забота о потомстве
4) необходимость общения
А5. Познание человеком своего внутреннего мира – это:
1) деятельность
2) самопознание
3) способности
4) потребности
А6. Что определяет настроение человека в тот или иной момент?
1) Эмоции
2) Чувства
3) Суждения
4) заключения
А7. Верны ли определения:
А. Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль.
Б. Умозаключение – это вывод из нескольких логически связанных суждений?
1) верно а
2) верно б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А8. Социальными потребностями человека являются:
А. Потребность в общении
Б. Потребность в познании окружающего мира.
1) верно а
2) верно б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А9. Древний обряд посвящения молодых людей во взрослых называется:
1) самопознание
2) аффект
3) самооценка
4) инициация
А10. Общими чертами человека и животных являются:
А. Биологические потребности.
Б. Использование природных предметов.
1) верно а
2) верно б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А11. Что из перечисленного не относится к биологическим потребностям?
1) Питание
2) Отдых
3) Общение
4) движение
А12. И человек, и животные:
1) обладают связной речью
2) умеют мыслить
3) сознательно действуют
4) используют различные предметы
А13. Что из перечисленного передается по наследству?
1) цвет глаз и волос
2) занимаемая должность
3) выбор профессии
4) любовь к чтению книг
А14. Неповторимость, уникальность человека:
1) личность
2) наследственность
3) эмоциональность
4) индивидуальность
А.15. Верны ли следующие суждения о деятельности:
А. Деятельность – это активность, присущая как человеку, так и животным
Б. Многие ученые считают важным видом деятельности общение
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А16. Верны ли суждения о способностях человека:
А. Способности могут проявляться очень рано
Б. Есть люди, у которых нет никаких способностей?
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А17. Верны ли суждения о потребностях:
А. Потребности человека делятся на биологические, социальные и духовные
Б. Нельзя полностью удовлетворить все потребности человека
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А18. Верно ли, что
А. Одни и те же события рождают у людей одинаковые чувства
Б.Эмоциональность не передается по наследству
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А19. Верны ли суждения об эмоциях:
А. Эмоция определяет настроение человека
Б. Эмоции бывают как положительные, так и отрицательные
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А20. Верны ли следующие суждения о личности
А. Личность возникает в результате биологического развития человека.
Б. Огромное влияние на становление личности оказывает общество.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А21. Верны ли следующие суждения о личности
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А22. Верны ли следующие суждения
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Самопознание позволяет 10:36:17
выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «Я».
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А23. Укажи отличия человеческой деятельности от поведения животных.
1) Взаимодействие с окружающим миром
2) Приспособление к окружающей среде.
3) Наличие продуманной цели.
4) Внешняя активность.
А24. Выбери правильный ответ.
Что объединяет слова «игра», «учение», «труд».
1) Это потребности организма человека
2) Это виды деятельности
3) Это качества человека
4) Это способы получения заработка
А25. Выбери правильный ответ.
Что из перечисленного НЕ является отличительной чертой деятельности человека
1) Определение цели
2) Осознанные действия
3) Анализ результата
4) Инстинкты
А26. Существует пословица: «Стрелять по воробьям из пушки». Эту пословицу употребляют, когда человек
1) Не планирует свою деятельность
2) Не анализирует результат деятельности
3) Неверно подбирает средства для достижения цели
4) Неверно ставит цели
А27. Выбери правильный ответ
К социальным потребностям относится
А28. Выбери правильный ответ.
Потребность в отдыхе относится к
Источники:
Следующие:
- Что нужно сделать чтобы вступить в наследство без завещания
- Является ли наследством страховая выплата
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением