Недавно мой финский друг Raimo Kemppainen ( Terve,Raimo !) подарил мне прекрасный финский нож.
Мастер — знаменитый Йани Марттини,создавший своё производство из небольшой мастерской,где он вручную ковал и точил ножи, и которое сейчас выросло в предприятие,ежегодно поставляющее по всему миру десятки тысяч пуукко — так финны называют этот клинок,в отличие от обычного ножа,который у них называется вейтси .
Старый мастер давно умер,а на его заводе ручное производство уже заменено автоматикой. Но главное — качество ножей осталось на высочайшем уровне.
Я отдарил своего друга нашей НКВД-шной финочкой (конечно,репликой),а потом задумался. а почему же они так не похожи друг на друга?
Финка — оружие русских диверсантов и бандитов,овеянное легендами и воспетая в бандитских песнях,как оказалось,к Финляндии почти никакого отношения не имеет.
В 30-х годах прошлого века на заводе * Труд * в посёлке Вача началось производство ножа,вовсе не *финского*,а *скандинавского типа* Нож поступил на вооружение разведывательных подразделений глубинной разведки. Это как раз те,кто ходил через линию фронта,добывая *языков*,вырезая часовых,похищая офицеров,перехватывая автомобили глубоко в тылу врага. Трудно представить,сколько вражеских сердец пробила финка,направляемая стальной,частенько татуированной (не секрет,что в разведку часто брали уголовников) рукой *глубинщика*
А вот на финских сайтах полно материала на тему пуукко . Разжился я некоторыми интересными фото. Давайте вместе их посмотрим.
Вот бравые финские летуны. Пусть вас не смущает свастика на самолёте - голубая свастика отличительный знак финских ВВС. Кстати,свастика до сих пор сохранена на многих официальных эмблемах Суоми.
А вот не менее бравые финские *лотты* стоят на Круглой площади г.Петрозаводска.Какие у них обалденные тёплые носочки!
А вот так я их поставил на ту же площадь,только теперь она называется площадь Ленина.
А вот боевые девушки стоят перед гостиницей *Северная* в Петрозаводске. А-а-а! Эти тёплые носочки!
Вот так бы они стояли сейчас.
А вот их нагрудный знак * ЛОТТА *
Особым шиком было носить финку на нагрудном кармане.
О-о! Ножны из подсобного материала!
А вот не менее бравый пойка!
кол во синонимов: 2 • получивший в наследство (2) • унаследовавший (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Книги
По наследству. Рот Ф. 171По наследству. Подлинная история 187— одна из лучших и самых необычных книг Филипа Рота. Ф. Рот видит, как его отец (ему 86 лет), человек незаурядного мужества и обаяния, борется с Подробнее Купить за 689 руб
По наследству. Подлинная история. Филип Рот. «По наследству. Подлинная история» — одна из лучших и самых необычных книг Филипа Рота. Ф. Рот видит, как его отец (ему 86 лет), человек незаурядного мужества и обаяния, борется с опухолью Подробнее Купить за 590 руб
По наследству. Подлинная история. Рот Ф. Подробнее Купить за 537 руб
Другие книги по запросу по наследству >>
belorizec
Про нож Риббентропа и помощника депутата Позгалева. belorizec January 23rd, 2015
Павел Шабанов, Вологда.
Незрелые плоды незрелого ума.
Про нож Риббентропа и помощника депутата Позгалева.
Раскрыл свежий Премьер и привычно сдержал ругательства, поскольку находился в автобусе.
Трофей для депутата
Охотничий нож Риббентропа Николай Соломин хранил как семейную реликвию. | Фото Марины Липиной
Вячеславу Позгалёву подарили клинок Риббентропа.
Ну, конечно, и фотография, и подпись под материалом - М. Липина, помощник депутата Позгалева.
И снова я повторяю - с такими помощниками и врагов не надо.
Когда еще сказано - Не знаешь - не пиши! Не уверен - спроси!
Нет, послушала вполуха, сфотографировала явно дешевый ГэДэЭровский сувенирный ножик 80-х годов.
- Вот он! Кортик! Аж самого Риббентропа!
Между тем, кортик Риббентропа (как дипломата) выглядел вот так.
Кинжал Риббентропа, как группенфюрера СС - вот так.
Вот так выглядел его наградной кинжал, подписанный Гимлером..
Вот так его кортик члена Германского охотничьего союза.
И еще у него было множество всяких роскошных кинжалов и кортиков, до которых немцы большие охотники. И я очень сомневаюсь, что бы у него во множестве были дешевые ножи-никеры.
Зачем? Что бы ими одаривали советских офицеров?
Кортик Риббентропа пополнил семейную коллекцию Позгалёва, в которой уже есть клинки, оставшиеся Вячеславу Евгеньевичу в наследство от отца-контрразведчика, - легендарная финка и боевое оружие офицеров СМЕРШа.
Сотрудники НКВД в качестве специального средства получают с 1935 года финский нож (в документах его называют так же нож норвежского или шведского типа), изготовляемый в нескольких разновидностях заводом Труд (ранее фабрика промышленника Кондратова) в посёлке Вача Нижегородской области. Основой ножа НКВД послужила копия шведского ножа производства P. Holmberg, попавшая под запрет как финский нож.
Относительно боевого оружия офицеров СМЕРШа.
Никакого особого оружия офицеров СМЕРШа не было, и быть не могло, и капитан Позгалев изучал не рукопашку и приемы боя с ножом, а личные дела красноармейцев, командиров и донесения агентуры.
1-я и 2-я Московские школы Смерш и Ленинградская школа Смерш учили прежде всего оперативно-розыскной работе, рукопашный бой и стрелковая подготовка - на минимальном уровне необходимой самообороны. Ничуть не круче, чем готовят нынешних полицейских.
Основа - книга Волкова Курс самозащиты без оружия &bdquoСамбо&ldquo. Учебное пособие для школ НКВД, изданное под грифом Только для сотрудников НКВД.
Никому и в голову бы не пришло - потребовать от оперативников бросить бумажную работу и лично задерживать диверсантов и разведчиков. Для силовых акций Смерша были отдельные стрелковые взводы, роты, батальоны, а так же войска НКВД по охране тыла фронтов (пограничники).
То, что на фотографии - это стандартный нож армейский нож НР-40. (нож разведчика),
которые во множестве выпускали на том же заводе Труд и на Златоустовском инструментальном заводе-комбинате №259 им. В. И. Ленина (ЗиК). Только на этих заводах и выпустили около миллиона штук, а сколько было сделано на других заводах, в том числе и на нашем ВРЗ в годы войны.
Относительно поместья Риббентропа.
В месте, которое указывает ветеран по версии Марины Липиной, никакого замка Риббентропа, а равно его поместья не просматривается.
Уж за 70 лет как нибудь бы нашли.
Вот его замок Фушль в Австрии.
В Зонненбурге близ Аахена господин рейхсминистр разводил лошадей. В районе Китиболя он охотился на серн. Роскошный замок в Пусте-поле в Словакии тоже использовался для охоты.
Вот - замок Штайнорт, в Восточной Пруссии. недалеко от Растенбурга. ( Сейчас это польский город Кентшин).
Я ведь не о слабой памяти престарелого полковника и фантазиях немолодого депутата. И не о странном восторге при виде железки, которая, якобы, принадлежала нацисту, казненному как военному преступнику.
Я - о профессионализме.
Точнее - о неумении наших властей всех уровней находить и привлекать профессионалов.
Сколько помощников у нашего депутата Позгалева? Раз-два и обчелся
А могло быть - больше сотни активных, молодых, креативных и любопытных.
Ведь помощник депутата может быть не только за зарплату, как к примеру, Марина Липина. У депутата Госдумы может быть и полторы сотни помощников, как у Жириновского, и даже три сотни! И все с удостоверениями, но без оплаты.
Ну, так взяли бы пару десятков толковых студентов и молодых специалистов десяток, и за право иметь корочки помощника депутата они бы вам взрыли Интернет моментально, и рассказали бы, что просто так замки и поместья не появляются, и чтобы заполучить замок Фушль, Риббентроп хозяина отправил в концлагерь, и точно так же он появился в замке Штайнпорт.
Вот он на фото с женой и детьми хозяина замка, а сам хозяин граф Генрих фон Лёндорф был казнен в сентябре 1944 года.
И точно так же поведали бы и о Гэ-Дэ-эРовских сувенирных ножах,
и о десятках тысяч ружей Геринга, которых сам Геринг в глаза не видел.
И о 10 тысячах картин Рембрандта, которые американцы вывезли из Германии в 1945 году.
Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 400 картин . 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов.
Традиционный финский топор. Marcus Lepola, перевод часть 2
Как подобрать правильную длину универсального топорища. Фото Маркуса Леполы.
Рукоять должна быть довольно плоской в местах хвата, а к нижнему краю - сужаться. Считалось, что каждый сделает собственную рукоятку топора. Некоторые топорища были настоящими произведениями искусства, будучи идеально профилированы, обработаны и сбалансированы. Грубые и кривые рукоятки часто высмеивались как топоронесущая деревяшка. Мужчина, который целый день возился с изготовлением одного топорища, также высмеивался как бестолковый.
Старые топорища и голова Billn ä s 12.2. Фото Маркуса Леполы.
Рукоятки из древесины гикори появились в Финляндии после войны и становились все более популярны. Однако люди заметили, что эта жесткая древесина более чувствительна для рук, поскольку она менее гибкая, чем береза и сильнее передает вибрацию от ударов. Гикори также склонен раскалываться вдоль волокон в условиях низких температур. Так что традиционная береза осталась непобежденной.
Перед появлением цепных пил, топор оставался единственным самым важным инструментом для валки деревьев, поскольку старые типы пил были ненадежны. Финские лесорубы также предпочитали топоры, поскольку они хорошо приспособлены для колки длинных чурок. Лезвие топора должно быть тонким и клинообразным, чтобы глубоко проникать в древесину. Оно же должно быть увесистым и прочным, чтобы его можно было забивать глубже в дерево другим топором, помогая раскалывать бревно. Топор использовался и для множества других вещей, например для стучания медведей по голове на зимней охоте, но это уже другая история.
Чертеж финского топорища
Кузницы и железные промыслы в Финляндии.
Вплоть до эпохи индустриализации, большинство топоров изготавливалась сельскими кузнецами. Различные законы Шведского королевства ограничивали ремесленников в организации производства вне городов или крепостей, но эти ограничения не имели значительного влияния на сельские кузнечные промыслы, даже сама профессия окружного кузнеца не имела официального признания до 1739 года. Старейшая историческая учетная запись о кузнечном ремесле относится к 14 веку. Кузнецы были важными членами сельских крестьянских общин, их услуги были необходимы, чтобы содержать в рабочем состоянии и изготовлять инструменты для повседневной жизни. Кузнецы начали специализироваться в изготовлении определенных изделий уже в 16 веке, например, оружейники, изготовители ножей, топоров. Так как топоры делали в местных кузнях, было и множество вариаций в моделях. Индустриализация в Финляндии началась в 17 веке с основанием первого индустриального железного завода в Западном Ниланде. Первые железные заводы были основаны в местечке Svart å за счет Шведской Короны в 1616г, за ними последовали заводы в Антскоге (Южная Финляндия) в 1630г. Заводы в Billn ä s е были заложены в 1641году, а в 1649 также и в Фискарсе( Fiskars ). Завод Str ö mfors в Западном Ниланде был основан в 1698, но получил свое окончательное название в 1744г. Заводы Kellokoski - Mariefors появились в 1795г. Несколько других кузнечных предприятий и заводов были также основаны в Финляндии в течение 18 века, такие как Dalsbruk и аналогичный в Bj ö rkboda. Заводы были основаны в провинции Остроботния, такие как Kimo. в начале 18 века.
Завод Billnäs. Фото Маркуса Леполы.
Однако топоры, производимые всеми этими заводами, не были стандартизированы вплоть до конца 19 века, когда только Billn ä s. Kellokoski - Mariefors и Str ö mfors оставались главными производителями топоров. Интересно заметить, что среди первых изготовленных на заводе Billn ä s топоров были алебарды - боевые топоры, использовавшиеся для вооружения шведских солдат в 30-летней войне в материковой Европе(1618-1648).
Топоры, производимые на заводах Billn ä s и Kellokoski оставались в русле традиций местных кузнецов из различных областей Финляндии. Вот почему эти топоры помимо номера модели, имеют и название, относящееся к родине их прототипа. Рынок сбыта топоров изменился в середине 19 века, поскольку Финляндия, будучи тогда частью Российской империи, смогла увеличить экспорт топоров и других стальных изделий в Россию, так как налог на импорт финских продуктов был отменен в 1835г. Производство топоров на заводе Billn ä s выросло на 500% к 1880году. Также доступность американских и английских топоров вынудила финские заводы повышать выпуск продукции. Владельцы производства в Billn ä s последовали примеру шведских заводов, проводивших широкую индустриализацию своих предприятий. До этих пор кузнецы в Billn ä s делали топоры и другие изделия по тем же методам, что и любые другие деревенские кузнецы в течение 200лет. С 1888 года новые прогрессивные топоры стали изготовляться с использованием американского механического молота и к концу 19 века завод мог изготовлять до 2000 топоров в день.
Топоры финского типа из каталога фирмы Kellokoski-Marief ors. Модели 9 и 10 - карельского типа.
Кузница в Str ö mfors также изготовляла топоры, но не могла соревноваться с лидерами Billn ä s или даже Kellokoski - Mariefors. Их модели были идентичны другим заводам, не считая модели 2, бывшей эксклюзивной для Str ö mfors и взятой из традиционного выборгского типа. Модели 15, 11 и 9 считаются американскими топорами.
Финские топоры в современном контексте.
Производство популярной модели Кеми было прекращено в 1970-х. Последний топор с деревянной рукояткой был выкован в 1995 году в Billn ä s е. Традиционные топоры в производстве были заменены современными топорами серии Handy. сделанными из композитных материалов и не имеющими всада. Эти новые топоры эффективны в работе, но больше нельзя колотить по голове всаженного топора для колки, поскольку это сломает инструмент.
С недавних пор шоу Рея Мирса( Ray Mears ) Bush craft и другие посвященные выживанию в природе шоу подстегнули интерес людей к старым элементам лесного снаряжения и подняли продажи традиционных топоров, таких как продукция шведской кузницы Gr ä nsfors. Плюс этой истории состоит в том, что никогда раньше не было такого количества высококачественных топоров, доступных людям. Ирония же в том, что большая часть этих инструментов используется для развлечения.
Современный финский топор производства Х. Розелли
Это значит, что большинству пользователей топор нужен только для колки дров, вырубки кустов и вырезания по дереву. Совершенно понятно, что вырубка живых деревьев в большинстве туристических местностей Европы, да и Северной Америки запрещена. Так что очень мало людей хоть раз будет использовать топор так, как старые финские лесорубы или фермеры, которые вчера валили огромные сосны, сегодня строят забор из колотых стволов, а завтра тесают бревна для дома - и все это одним и тем же топором.
По факту, большинство людей, живущих сейчас, не способны обращаться с топором так же как финн прежних времен, или Ä ij ä (человек по-фински), потому что они никогда не используют топоры столь разнообразными способами. Топоры опасны для пользователей, и вы можете нанести серьезные травмы собственным ногам, если не знаете, как использовать эти инструменты. Можно посмотреть это в обучающем видео от Рея Мирса внизу страницы.
К счастью, есть некоторое количество документальных кинолент, сделанных финскими этнографами, про старых финнов, использующих топор для разнообразных работ. Эти люди пользовались топором с детства и изучили это ремесло постепенно в течение нескольких десятков лет. Их умения очевидны, когда смотришь, как они без усилий вырезают и рубят топором. Такие задокументированные навыки - источник вдохновения для любого, кто интересуется изучением и сохранением старинных плотницких техник.
Легендарный Двенадцатый от Billnäs. Эта самый малый вариант, 12.3.
All material copyright by Marcus Lepola 2013.
Дополнение: Есть очень хороший современный финский топор работы Pasi Hurttila. Голова откована из единого куска пружинной стали, топорище из ясеня. Защита шейки топорища железная, приварена к стальной голове. Фото любезно предоставлены Federico Buldrini Голова: 150мм в длину. Режущая кромка: 76мм. Топорище 420мм Масса топора 960г.
Более подробная информация существует только на финском языке(не считая форума RK -) -пр. пер).
2. Sirelius, U.T. Sirelius U.T. Suomen kansanomaista kulttuuria. esineellisen kansatieteen tuloksia 1-2 Otava, Helsinki 1919-1921.
Ссылки на интернет ресурсы
Архивная лента, как насадить топор из серии финских фильмов &ldquo Isien ty ö t &rdquo - Труд наших отцов. Фильмы сняты Sakari P ä lsi в 1936-1939 годах. Он сделал пять фильмов о различных традиционных ремеслах, играх, рыбалке и т.п. Человек, изготовляющий топорище в фильме - Iivari Mattila из г. Ренко. На тот момент ему было 80 лет, он также назван старик ( ä ij ä) из Rauhaniemen