От какого наследства мы должны отказаться доклад

Новости

ГЛАВНАЯ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ И ЧТО ОСТАВЛЯЕМ Ж МЫ

Мы не собирались воровать название статьи у Владимира Ульянова. Но что делать, если спустя много лет после написания Лениным статьи с похожим названием опять становится актуальной тема тех, кто «не желает состоять ни в какой преемственной связи с прошлым и решительно отказывается от наследства». 2011 год насыщен юбилеями. Ровно 20 лет назад, неожиданно мирно, распалась «империя зла» Советский Союз. Это первый значимый юбилей то…

Ну раньше это были разговоры, исторические дебаты и, к стыду Украины, позорный Стокгольмский суд, отрезавший у страны в пользу Румынии кусок черноморского шельфа у острова Змеиный. Успех всегда воодушевляет. И в конце 2010 года президент Румынии в одном из интервью заявил, что через 25 лет граница ЕС будет проходить по Днестру, предполагая «включение» в ЕС девяти заднестровских районов Одесской области Южной Бесарабии. Румынский президент видит вступление в ЕС и Украины, и Молдавии «по частям» же.

И примеру румынского президента последовали как президенты, так и маргиналы. Белорусский президент Александр Лукашенко заявил: «В Польше некоторые спят и видят: граница не там, граница возле Минска. Сталин не там границу провел!». Можно спорить об адекватности «батькиного» заявления, но трудно сомневаться в том, что он верно поставил диагноз: полякам нужны территории. И не только полякам.

Но это еще не все. Есть маленькая, но очень курьезная деталь. Поскольку решение Стокгольмского суда по Косово позволяет предположить приоритет «права наций на самоопределение» над «принципом нерушимости границ», то спорные территории могут не перейти к потерявшим их странам в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ. Население этих территорий, особенно если оно составляет малую этническую группу компактного проживания, может поставить вопрос об автономии или суверенизации. Как, например русины в Закарпатье, караимы в Вильнюсском регионе то.

Пресс служба Тульчинской районной организации Партии регионов.

ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ?

11 Мая 2010 г. Опубликовал: Александр Стреле

От какого наследства мы должны отказаться доклад

Представьте себе безумного педиатра (детского врача), который решил для себя, что причиной роста и развития ребенка являются детские болезни.

style="display:inline-block;width:336px;height:280px" Чем больше и острее болеет ребенок – тем быстрее и правильнее он растет. Вот посмотрите – говорит такой педиатр в доказательство своей «правоты»: Миша переболел ветрянкой – и вырос. А Коля переболел коклюшем – и тоже вырос. А Гриша переболел свинкой – и вон каким молодцом гренадерского роста вымахал!

В чем ошибка нашего безумного педиатра? В том, что СОПУТСТВУЮЩЕЕ негативное явление он принял за источник и причину роста и развития. Эта ошибка в полной мере свойственна марксизму-ленинизму. Маркс в теории, а Ленин на практике совместили идеалы СОЦИАЛИЗМА с теорией КАТАСТРОФ. Мол, достичь уважения общества к труду, достойных оплаты и условий труда нельзя иначе, чем через колоссальный погром и трагический разрыв с прошлыми идеалами и традициями. Хочешь нормально трудиться – наплюй на гробы и святыни отцов своих…

Как вирус цепляется к компьютерной программе, так и к советскому социализму прицепился целый букет социальных гнойников: русофобия, богохульство и святотатство, цареубийство (как символическое выражение общего большевистского отцеубийства), атеизм и дарвинизм, глумление над семьёй, браком и половая распущенность, гомосексуализм и половые извращения – и т.д. и т.п.

А зачем социализму – как идее уважения к труду и достойного вознаграждения труда – ненависть к отечеству и государствообразующему народу? Не лишнее ли? Зачем социализму введенное Лениным в практику разрешение на аборты. Аборты ещё можно если не оправдать, то хотя бы понять в обществе проклятых плутократов – в обществе нищеты, обреченность и безнадеги. Но вам- то, вам-то, господа коммунисты, которые грозились построить общество светлое, где «за столом никто у нас не лишний» - вам-то зачем коллективные практики детоубийства?!

Этот вопрос интернациональным социалистам задавали уже давно и очень многие хорошие, уважаемые люди.

Истоки национал-социализма закладывал отнюдь не главный жупел современных либеральных и сионистских СМИ – Гитлер. Гитлер, напротив, опасно ревизировал национал-социализм, чем убил и себя, и Германию, и, по большому счету, Россию, которая уже на руках нашего поколения скончалась от полученных ран.

Но подлинная Родина национал-социализма – Российская Империя. Уже начиная по меньшей мере с 1860-х годов на общественной сцене выступали идеологи, которые явно представляли собой прямых предшественников национал-социализма. Мы можем назвать, например, таких социалистов-монархистов, как Д.И. Иловайский (1832-1920), К.Ф. Головин(1843-1913), С.Ф. Шарапов(1850-1911), В.А. Грингмут (1851-1907), Л.А. Тихомиров(1852-1923), А.И. Соболевский (1856-1929).

Исторически национал-социализм восходит к "черным сотням" — это объединения "земских" людей, людей земли, в отличие от "служилых", чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Именуя свои организации "черными сотнями", идеологи начала XX века стремились тем самым возродить древний сугубо "демократический" порядок вещей: в тяжкое для страны время объединения "земских людей" — "черные сотни" — призваны спасти ее главные устои.

Основоположник организованного "черносотенства" В.А.Грингмут в своем уже упомянутом "Руководстве монархиста-черносотенца" (1906) писал: "Враги самодержавия назвали "черной сотней" простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почетное ли это название, "черная сотня"? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников". Не раз черносотенная критика обращалась даже на самого монарха и на главу православной церкви, и на крупнейших творцов национальной культуры.

В ряды черносотенцев входили такие люди как великий филолог академик А.И. Соболевский (интересно, что уже после 1917 года, когда очень многие активные черносотенцы были расстреляны, его не решились тронуть, а классические труды его издавались в СССР и после его кончины). Деятельнейшим (хотя и не соглашавшимся занимать руководящие посты) участником "черносотенных" организаций был пламенный проповедник, епископ, а с 1917 года митрополит Антоний (в миру — Алексей Павлович Храповицкий 1863-1934). И нельзя не напомнить, что будущий патриарх Тихон, занимая в 1907-1913 годах пост архиепископа Ярославского и Ростовского, одновременно вполне официально возглавлял губернский отдел Союза русского народа. Виднейшим черносотенцем был светоносный протоиерей Иоанн Кронштадский, канонизированный вместе со свт. Тихоном. Ну, а имя ещё одного идеолога национал-социализма – Д.И.Менделеева – не нуждается в пояснениях!

В списках членов русских национал-социалистических организаций — таких, как Русское собрание, Союз русских людей, Русская монархическая партия, Союз русского народа, Русский народный союз имени Михаила Архангела, — мы находим многие имена виднейших тогдашних деятелей культуры (притом некоторые из них даже занимали в этих организациях руководящее положение).

Намеченная русскими православными социалистами-монархистами линя продолжалась и далее. Гитлер в полной мере воспользовался силой идей национал-социализма (которые привезли к нему русские белоэмигранты), но в то же время ненавидел подлинный национал-социализм.

Многие выдающиеся деятели национал-социализма были попросту убиты гитлеровской агентурой. Яркий пример - Корнелиу Зеля Кодряну, создатель православно-социалистического движения «Легион Михаила Архангела» в Румынии.

Кодряну – личность незаурядная. Уже в юности на юридическом факультете в Яссах, где он возглавил Общество студентов права, под его руководством организация протестовала против исключения из учебной программы обязательной религиозной службы.

В 1924 году Кодряну вместе с соратниками создал национал-социалистическую организацию «Легион Архангела Михаила». С 1931 года Кодряну – депутат национального парламента. В 1938 году Кодряну был арестован, а в ночь с 29 на 30 ноября 1938 года - убит в результате происков гитлеровской клики, вместе с рядом других легионеров. Впоследствии прогитлеровский румынский режим Антонеску так и не разрешил восстаноить деятельность партии Кодряну. У Гитлера и его агентуры были другие планы и другие виды на национал-социализм, которые принципиально расходились с заветами Кодряну…

Захватничество и хищничество, бесовщина и содомитство, зоологизм в оценке человека - вот, собственно, от этого наследства и отказывается наш национал-социализм. Мы (и в том наше отличие от тупых «нациков») – хотим социальной справедливости и уважения к труду. И потому мы не будем брататься с любой антикоммунистической сволочью только лишь потому, что она антикоммунистична. Но мы принципиально отказываемся подсаживать на идею социальной справедливости глумление над своим народом, своими традиционными верованиями, распад связи времен, конфликт отцов и детей. Мы не хотим, как Луначарский, менять кириллицу на латиницу, потому что – хоть убейте нас! – не видим связи между уважением к труду и латинским шрифтом!

Национал-социализм состоит из двух частей. Социалистическое в нем – это преодоление нищеты, это преодоление воровства власть имущих, жирующих на костях своих рабочих. Национальное в нем – это уважение к традициям своего народа, обеспечение культурной и цивилизационной НЕПРЕРЫВНОСТИ (вопреки большевистской теории катастроф) жизни общества.

Поэтому и предпринимательство национал-социализм не уничтожает, как класс. Наша задача в другом: лишить предпринимательство возможности жульничать, обманывать государство и рабочих, уравнять предпринимателей в гражданских правах со всеми иными слоями населения. Как не относись к Гитлеру, но при нем немецкий предприниматель мог тратить на себя не более 5% прибыли предприятия, и это – достойно уважения. 95% прибыли – на развитие дела, инновации, на материальную помощь рабочим, и только 5% заработанного фирмой – на потребительские капризы её хозяина. В таком формате предпринимательство не вредит, а помогает обществу.

Ведь уничтожая предпринимательство, мы вместе с тем уничтожаем и явление ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ, явление практической смекалки, хозяйской сметки, то есть с грязной водой ребенка выплескиваем! Предприимчивость нужна обществу, без неё общество – как человек без почки – калека. Но очень часто предприимчивость разрастается в жульничество и шулерство, из органа общества превращается в раковую опухоль.

Большевики, вместо того чтобы лечить больной орган, попросту вырезали его. Мы так не согласны. Предпринимательство должно быть, но, естественно, не в спекулятивной сфере ростовщичества и процентного обмана, а только в сфере реального производства, и только под жестким контролем за его расходами со стороны государства.

Наш национал-социализм (я опять подчеркиваю наше отличие от тупых «нациков») должен взять все лучшее у существующих политических теорий, и отбросить все худшее. Например, мы уважаем ВОЛЮ НАРОДА – и, следовательно, берем высший пафос у теории демократии, очищая её от плутократических извращений современности, от ельцинистской демагогии. Далее, мы уважаем БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАРОДА – и потому берем в путь лучшее в теории социализма, в том числе реального социализма в СССР и сталинизма, как высшей стадии развития социализма в СССР(1).

Мы уважаем САМОСОЗНАНИЕ НАРОДА, нации, её традиции и её святыни, её менталитет и укладность, и потому берем лучшее от национализма. Но при этом мы уважаем индивидуальность, право на самовыражение, саморазвитие человека, право «сделать себя самому» - и потому берем лучшее у капитализма. Капитализм, очищенный от жуликов будет, по сути, идентичен, социализму, очищенному от жуликов, фанатиков и извращений. Почему? Да потому что уважение честного предпринимателя есть логичное продолжение уважения честного рабочего. В обоих случаях мы уважаем человеческий труд, физический и умственный – если это действительно труд (предпринимателя и рабочего), а не паразитирование на других.

Мы готовы сказать оппонентам в тон Евангелию: не обольщайтесь, проходимцы и паразиты, язычники и идолопоклонники, содомиты и детоубийцы, предатели своей нации и её интересов, фетишисты, тупоумные рутинеры и начетники нашего социализма, как и царствия Божия, не наследуют!
Александр СТРЕЛЕ специально для НСН «Венед »

Информация


Все представленные материалы представляют точку зрения автора материала.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание представленных авторами материалов.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, взятых из других открытых источников.
В случае, если первоисточник не доступен или удален, или иное, администрация сайта снимает с себя ответственность за использование материала. На момент взятия материала первоисточник находился в общедоступном пользовании. Ссылки на первоисточник не удаляются. Вся ответственность за информацию. в таком случае, лежит на первоисточнике.


ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА ССЫЛКА НА VENED.ORG, VENED.INFO ОБЯЗАТЕЛЬНА!

2007 - 2017 Независимая Служба Новостей ВЕНЕД. Все права защищены.

От какого наследства мы должны отказаться доклад

История Западной Руси - это история непростых взаимоотношений завезенной польскости с исконной русскостью

Территории Западной Украины, Западной Белоруссии и Литвы для поляков имеют собирательное название кресов. Эти земли некогда были частью Речи Посполитой, и ментально многие поляки до сих пор считают их неотъемлемой частью польской истории. Исследованию данной тематики посвящают свои труды многие польские историки, писатели и этнографы. Ее изучение невозможно без скрупулезного анализа польско-российских отношений, поскольку Польша и Россия были двумя центрами силы, конкурирующими на этих территориях. Стоит обратить внимание на географические рамки этой конкуренции.

Как указывал видный деятель западнорусского движения XIX века Михаил Коялович, продвигаясь на восток, Польша поглощала непольский этнический элемент, силясь его переварить, окатоличить и полонизировать. Обрастая западнорусскими территориями (напомню, что до брака литовского князя Ягайлы с польской королевой Ядвигой и подписания Кревской (1385 год), а затем и Люблинской унии (1569 год), большинство литовцев были православными и ментально очень близкими к русским, а их переход в католичество при Ягайле был уже не крещением, а перекрещиванием), Речь Посполитая усекала Русский мир, вбирая в себя западнорусский и литовский элемент, превращаясь в многонациональное государство, но с единственной приемлемой религией - католичеством. Православие считалось ересью, схизмой, подвергалось преследованиям и искоренению (подробно об этом - у того же Кояловича и других западнорусских ученых).

Россия же, напротив, вобрать в себя этнические польские элементы не стремилась, ограничиваясь возвратом древнерусских территорий (вспомните екатерининское Отторгнутое возвратих), и пошла на полный раздел Польши гораздо позже, лишь ввиду геополитических соображений, совместно с Пруссией и Австрией.

Разделы Польши и особенно утрата ею кресов болезненно отразились на польском национальном сознании. Кресы сделались неотъемлемой частью польского национального мифа, особенно в его культурном измерении. На кресах родились, жили и творили многие деятели польской истории и культуры (Юлиуш Словацкий, Тадеуш Костюшко, Адам Мицкевич, Юзеф Залесский, Северин Гощинский). Без них нет польской культуры и польской истории, ведь это - польские Пожарские, Тургеневы, Пушкины, Чеховы.

От какого наследства мы должны отказаться доклад
Польша с крессами. Ее нынешняя мечта&hellip

В 1945 году Варшава окончательно поняла, что Западная Украина и Белоруссия для нее навсегда потеряны. В 1960-х ряд зарубежных польских мыслителей (Ежи Гедройц, Юлиуш Мерошевский) предложили пересмотреть отношение к кресам: отказаться от них в территориальном плане, признав государственную субъектность Украины, Белоруссии и Литвы, но сохранить как часть польского культурного мифа, как неотъемлемую составляющую польской национальной героики. Эта теория получила название ULB (то есть Украина - Литва - Белоруссия). Ее адепты, признавая государственность Киева, Минска и Вильнюса и легитимность идеи их национального строительства, призывали к тому же и Москву.

Видный исследователь проблем польско-украинско-белорусско-российского пограничья Даниэль Бовуа, человек взвешенный, способный критично отозваться и о политике Варшавы в регионе, а не только о ее оппонентах. Признавая, что украинская идентичность состоялась во многом благодаря полякам и то, что кресы для поляков никогда не были родным домом, Бовуа вместе с тем полагает, что идея триединой России (Великороссия - Малороссия - Белоруссия) прочно въелась в ментальность русских (великороссов). А это, по его мнению, не предполагает такой быстрый отказ от нее, как в Польше от претензий на кресы. Гедройц говорил, что только взаимный отказ Польши и России от Украины и Белоруссии приведет к нормализации отношений в Восточной Европе, а Бовуа - последователь идей Гедройца.

Эта теория как образчик польской геополитической мысли только на первый взгляд кажется сбалансированной и лишенной перекосов. Во-первых, субъектность Минска и Киева Москвою признана на самом высоком уровне.

От какого наследства мы должны отказаться доклад
Ежи Гедройц много думал над Новой Польшей и Украиной

Во-вторых, отказ от кресов для Польши - это отказ от чужого, не своего, то есть от Украины и Белоруссии. При этом отказ от территориальных претензий не подразумевает отказ от взгляда на эти земли как одного из средоточий польской культуры. В народной памяти поляков кресы так и останутся польскими, если не по букве, то по духу.

В-третьих, призывы к России отказаться от Киева и Минска не совсем понятны. Что имеется в виду? Территориально Москва на них и не претендует. Если же эти призывы означают отказ от идеи Русского мира, то польское предложение нельзя считать сбалансированным. Повторюсь, Польша отдает захваченное, не свое. На объединение с Москвой Украина и Белоруссия пошли добровольно как раз под давлением польского гнета (казни православных схизматиков, преследования шляхтой западнорусского крестьянства и т.п.).

В-четвертых, идея Русского мира, на которую упирают польские историки и писатели, подразумевает, прежде всего, духовное, а не территориальное единение. Если поляки оставляют за собой право видеть в кресах колыбель польской культуры, почему сторонникам Русского мира нельзя видеть колыбель русской культуры в Киеве - матери городов русских, где появились первые письменные памятники общерусского значения?

В-пятых, польские СМИ подвергают критике идею триединой Великой России, но благостно воспринимают концепцию Речи Посполитой Четырех Народов, предложенную польским этнографом Ярославом Лещинским (поляки + литовцы + украинцы + белорусы), и так называемой Новой Речи Посполитой (Польша + Украина + Белоруссия + Литва + Латвия).

От какого наследства мы должны отказаться доклад
Западная Русь - это смешение народов&hellip

В-шестых, поляки, отказавшись от кресов, все равно останутся поляками. Они сохраняют память о кресах в народных легендах и в официальной историографии, у них есть знаковые культурно-просветительские центры, где зародилась и откуда пошла польскость, и вне кресов - это столица древнепольского государства Гнезно, теперешняя столица Варшава и бывший столицей после Гнезно Краков. Но для украинцев, белорусов и русских отказ от духовно-исторического единения равносилен забвению собственной истории, в которой консолидирующая роль Киева, Минска, Москвы, Санкт-Петербурга одинаково значимы и неразделимы.

Это было бы равносильно требованию к полякам отказаться от древнего Гнезно и Кракова, то есть от исторических родников польскости. На кресы поляки пришли не в виде разрозненных племен без четкой национальной идентификации. К тому времени они уже были носителями польскости, и история Западной Руси - это история непростых взаимоотношений завезенной польскости с исконной русскостью. В истории Руси зачинателем русскости принято считать древний Киев, и отказ от акцентирования внимания на этом историческом факте означает духовное усечение русских корней, путь к самоуничтожению.

Владислав ГУЛЕВИЧ, Одна Родина

Добавить комментарий

От какого наследства мы не можем отказаться?

ДМИТРИЙ ГАЛКИН
редактор отдела политики, политический аналитик

В своей статье От какого наследства мы отказываемся Ленин писал, что приверженность марксистским взглядам неразрывно связана со стремлением к неумолимо объективному анализу действительности и складывающихся на почве той действительности отношений между различными классами. Это, безусловно, требует не только определенного интеллектуального мужества, но и готовности признать, что воплощение социального идеала потребует значительного напряжения сил и будет связано с угрозами, реализация которых может поставить под сомнение саму возможность общественного прогресса. Между тем, именно этой готовности часто не достает левым, которые зачастую стремятся без всяких на то оснований убедить общество (да и самих себя) в том, что социальные преобразования при наличии соответствующих условий и политической воли могут пройти без особых трудностей.

Подобное заблуждение отчасти извиняется тем, что левые могут победить, только убедив общество в смене существующей системы. Если большая часть общества не связывает собственные перспективы со сменой социального строя, то вряд ли даже при самых благоприятных обстоятельствах удастся надолго вырвать политическое и экономическое господство из рук класса капиталистов, каким бы растерянным и напуганным он ни казался. В связи с этим возникает соблазн объявить, что социалистические преобразования, необходимость которых вроде бы очевидна, можно будет осуществить, не встречая серьезных преград и препятствий. Однако поверить в триумфальное шествие социализма после того, как граждане осознают, что он является единственным выходом из сложившегося цивилизационного тупика, мешает советский опыт, говорящий о том, что за социалистические завоевания приходится подчас довольно дорого платить. Поэтому многие левые, искренне убежденные в грядущей победе социализма, спешат объявить, что в СССР и странах Восточной Европы существовал не социалистический строй, а нечто другое, не имеющее к социалистическим идеям никакого отношения. Соответственно, современные левые могут не принимать во внимание ошибки и преступления, совершенные в Советском Союзе. А главное, не следует бояться, что вновь, на другом этапе, мы рискуем вновь столкнуться с теми же трагическими противоречиями, которые привели к гибели советское общество. Ведь мы же будем строить социализм, а в СССР его не было.

Подобное заблуждение представляется чрезвычайно опасным.

Нельзя рассматривать социальный идеал в отрыве от тех обстоятельств, в которых будет проходить его реализация.

Иначе можно поставить под сомнение саму возможность прогрессивных социальных преобразований (как это и произошло после гибели СССР), предварительно попытавшись осуществить строительство нового общества на фундаменте из крови и грязи, поскольку создание более прочной основы показалось слишком хлопотным и затруднительным делом, оттягивающей наступление предустановленной социальной гармонии. Новое поражение социалистического проекта может отбросить историю далеко назад. Поэтому было бы преступлением повторять прежние ошибки, закрывая глаза (на этот раз уже сознательно) на неизбежные общественные противоречия, возникающие при проведении социалистического строительства.

А для этого нужно признать, что переход к социализму не предрешен и не предопределен заранее, а на пути социалистического развития общество могут подстерегать не менее страшные угрозы, чем при сохранении капитализма. Значит ли это, что переход к социализму следует отложить до лучших времен, когда его можно будет построить с меньшим риском? Нет, поскольку, чем дольше откладываются социалистические преобразования, тем дальше заходит кризис культуры и цивилизации, вызванный утратой смысла социального бытия в позднекапиталистическом обществе. Соответственно, тем труднее и опаснее становится осуществление социалистических преобразований, тем больше времени займет переходный период, связанный с риском отката назад.

Согласно знаменитой формуле Розы Люксембург, единственной альтернативой социализму является варварство. Отсюда, к сожалению, не следует, что человечество, столкнувшись с этой дилеммой, непременно сделает выбор в пользу социализма.

Напротив, победа варварства выглядит сегодня более вероятным сценарием.

Одичание человечества, которое до поры до времени будет сопровождаться технологическим прогрессом (пока у капитализма будут сохраняться ресурсы и возможности, необходимые для поддержки все более усложняющейся инфраструктуры), уже идет полным ходом. Если переход к социализму не удастся осуществить в обозримом будущем (в ближайшие десять-пятнадцать лет), то в нашей стране он станет практически невозможен - так далеко могут зайти процессы разложения и деградации. Сперва придется затратить огромные усилия на воссоздание промышленности, восстановление системы всеобщего образования и формирование структур общественного самоуправления, необходимых для социалистического развития.

При этом было бы страшной ошибкой ожидать, что по мере социалистического строительства общественные проблемы будут решаться сами собой. Это заблуждение, ставшее роковым просчетом советских идеологов, может вновь привести к катастрофическим последствиям. Социалистические преобразования создают условия для перехода на новый уровень развития, открывают новые, невиданные возможности перед личностью и обществом, позволяют обрести смысл социального бытия. Но нельзя ожидать, что переход к социализму является гарантией того, что наше общество сумеет преодолеть общественные противоречия и одновременно овладеть технологическими и организационными достижениями развитых капиталистических стран. Это равносильно уверенности в том, что, научившись читать и писать, непременно станешь великим поэтом или ученым.

Напротив, как и любой шаг вперед, позволяющий получить новые возможности, переход к социализму связан с новыми рисками и угрозами.

Ошибки, допущенные в ходе социалистического строительства, могут нанести страшный удар по человеческому достоинству и общественной морали.

Их последствия становятся тем более опасными, что в условиях социализма появляется возможность осознать необходимость воспринимающейся при капитализме в качестве отчужденной потусторонней силы. А потому всякое ущемление свободы переживается личностью и обществом гораздо сильнее, чем в условиях капиталистического строя и наносит намного больший ущерб.

Бытие вообще связано с риском, прежде всего с постоянной угрозой его утраты. Но его нельзя ни отменить, ни остановить. Каждая новая возможность неразрывно связана с новыми угрозами, но отказаться от новых возможностей - значит обратить развитие вспять, вернувшись к тем формам социальной жизни, которое человечество давно сумело преодолеть. Однако нельзя закрывать глаза на те опасности, с которыми нам предстоит столкнуться. И здесь советский опыт построения социализма оказывается бесценным, в том числе благодаря своему трагическому характеру.

Прежде всего, всякий переход к новой, более прогрессивной формации, как показал Каутский, приходит к временному снижению культурного уровня общества, утрате значительной части технологических и организационных достижений (другое дело, что при неблагоприятных условиях это временное отступление может растянуться надолго). Это неизбежно, поскольку к власти приходят представители классов, которые в прежних общественных условиях были лишены тех возможностей культурного и духовного развития, которыми располагала правящая верхушка. Однако разрушение социально-экономического строя, превратившегося в препятствие на пути общественного прогресса, создает невиданные прежде перспективы для развития цивилизации и культуры. Вопрос состоит в том, чтобы правильно распорядиться новыми возможностями.

Как показал советский опыт, это не так просто.

Лучшее доказательство того, что в СССР действительно был осуществлен переход к социализму, состоит в том, что в стране действительно возникли предпосылки для всестороннего развития личности.

Все слои общества получили свободный доступ к достижениям классической культуры. Уже к концу 50-х исчезли препятствия для получения высшего образования любым представителем советского общества. У огромной массы людей появилась возможность развивать свои творческие способности в различных областях науки и искусства.

Возникновение таких социальных условий стало результатом напряженного труда, позволившего создать современную промышленность, использующую передовые для того времени технологические достижения, благодаря чему в руках общества сосредоточились значительные ресурсы. Несомненно, производительность труда в СССР была ниже, чем в наиболее развитых капиталистических странах, а свою технологическую отсталость от лидеров капиталистического мира социалистические государства так и не смогли преодолеть. Но если рассматривать капиталистическую систему в целом, то социалистические государства явно превосходили ее средний уровень, что позволяло рассчитывать, что преимущества социализма позволят ему доказать свою большую эффективность.

Так бы и произошло, если бы социалистический строй продолжил свое существование. Однако он рухнул под влиянием тех противоречий, которые созревали в недрах социалистического общества. Кратко их можно охарактеризовать как противоречия между появившимися возможностями общественного и личного развития и отсутствием условий для их реализации. Здесь дело не только в ошибках советской власти. Это противоречие носит объективный характер. У людей появляется возможность получить образование, но общество еще не нуждается в таком количестве высококвалифицированных специалистов. Для них приходится искусственно создавать рабочие места, что увеличивает затраты и снижает эффективность экономики. У личности появляются высокие этические и эстетические запросы, но им не соответствует ни достигнутый уровень общественных отношений, ни имеющийся уровень общественного благосостояния. Общество стремится самостоятельно решать вопросы своего развития и обладает высоким уровнем сознательности, позволяющим принимать взвешенные решения в интересах большинства граждан, но бюрократия, сосредоточившая в своих руках все механизмы государственного управления, не желает отказываться от господствующего положения.

Эти противоречия не только не были преодолены в рамках советской системы, они постоянно обострялись и углублялись. Но это противоречия социалистического общества, и само их наличие говорит о социалистическом характере советского государства. Развитие этих процессов привело к массовой социальной апатии, разочарованию в идеалах и ценностях социализма, социальному успеху личностей с более низкими культурными запросами и этическими нормами, постепенному превращению бюрократии в социальный класс, недовольный социалистическим характером присвоения социальных благ. И нужно честно признать, что избежать реализации подобного сценария было чрезвычайно тяжело (хотя и возможно с теоретической точки зрения).

Основная проблема социалистического развития неразрывно связана с его главным преимуществом.

Оно осуществляется сознательно, а потому требует существования силы, определяющей стратегические и ближайшие цели и координирующей усилия общества ради их достижения. Особенно велико значение социального слоя, выполняющего подобные функции, на ранних этапах социалистического строительства, когда происходит определенное снижение нравственного и культурного уровня общества вследствие социального переворота, а потому требуются большие усилия для общественной консолидации и мобилизации. В этот период и происходит формирование социалистической бюрократии как класса, занимающего особое место в системе общественного производства и стремящегося присвоить себе право по собственному усмотрению распоряжаться национальными ресурсами.
Бюрократия захватывает господствующее положение под лозунгом достижения всеобщего блага и какое-то время в определенной степени действительно выражает общенародные интересы. Однако ее господство неизбежно становится помехой для общественного развития, и тогда встает вопрос об изъятии у нее значительной части полномочий. Сопротивляясь развитию самоуправления и демократии, часть правящей бюрократии не только отказывается от социалистических идеалов, но и превращается во врага социализма, заинтересованного в его уничтожении.
Мы должны заранее предотвратить возникновение подобной угрозы, а потому мы не имеем права отказываться от демократических механизмов управления, какими бы заманчивым ни представлялись административные и силовые методы. Мы обязаны обеспечить свободу научного и художественного творчества, поскольку, как мы теперь знаем, от этого зависит само существование социализма. В этом нас убеждает трагический и противоречивый советский опыт, от которого мы не имеем права отказываться. В противном случае нас ожидает новое, еще более тяжелое поражение, которое может отбросить цивилизацию в эпоху варварства.

От какого наследства мы отказываемся?

От какого наследства мы должны отказаться доклад

От какого наследства мы должны отказаться доклад

Один из представителей «наследства»

Прибавка народничества к «наследству»

Выиграло ли «Наследство» от связи с народничеством?

«Просветители», народники и «ученики»

Г-н Михайловский об отказе «Учеников» от наследства

Примечания:

I Скалдин. «В захолустье и в столице», СПБ. 1870 (стр.451). Мы не имели возможности достать «Отеч. записк.» за указанные годы и пользовались только этой книгой.

II «Землю-то нашу он (курсив автора) так обрезал, что нам без этой отрезной земли жить нельзя со всех сторон окружил нас своими полями, так что нам скотины выгнать некуда вот и плати ты за надел особо да за обрезную землю еще особо, сколько потребует». «Какое же это улучшение быта! — говорил мне один грамотный и бывалый мужик из прежних оброчных, — оброк-то на нас оставили прежний, а землю обрезали».

IV Крестьяне эпохи древней Римской империи, приписанные к земельным участкам, с которых они не могли уходить, как эти участки ни были бы убыточны.

V Скаладин очень подробно показал правильность не только первой, но и второй части этого определения.

VI И наоборот: все те прогрессивные практические мероприятия, которые мы встречаем у народников, по своему содержанию вполне буржуазны, т. е идут на пользу именно капиталистическому, а никакому другому развитию.

VII Нам возразят, пожалуй, что Скалдин не типичен для бО-х годов по своей вражде к общине и по своему тону. Но дело тут вовсе не в одной общине. Дело в общих всем просветителям воззрениях, которые разделяет и Скалдин. Что же касается до его тона, то он действительно, пожалуй, не типичен по своей спокойной рассудительности, умеренности, постепеновщине и т. д. Недаром Энгельс назвал Скалдина умеренным консерватором. Однако взять представителя наследства с более типичным тоном было бы, во-1-вых, неудобно по разным причинам, а во 2-х, могло бы породить недоразумение при параллели с современным народничеством По самому характеру нашей задачи, тон (в противоположность пословице) не делает музыки, и не типичный тон Скалдина тем резче выделяет его «музыку», т. е. содержание его взглядов. А нас только это содержание и интересует. Только по содержанию взглядов (отнюдь не по тону писателей) мы и намерены провести параллель между представителями наследства и народниками современной эпохи,

VIII Мимоходом сказать: это было бы не только чрезвычайно интересно и поучительно, но и вполне законным приемом экономиста-исследователя. Если ученые доверяют материалу анкет — ответам и отзывая многих хозяев, сплошь и рядом пристрастных, малосведущих, не выработавших цельного воззрения, не продумавших своих взглядов то отчего не доверять наблюдениям. которые целые 11 лет собирал человек замечательной наблюдательности, безусловной искренности, человек, превосходно изучивший то, о чём он говорит.

IX «Русское Богатство», 1896 г. № 5 май. Статья Карышева о затратах губернских земств на экономические мероприятия стр. 20

XI Вспомните картинку, как староста (т. е управляющий помещика) зовёт крестьянина на работу, когда у мужика свой хлеб сыпется, и его заставляет идти лишь упоминание о «спускании портков» в волости.

XII Ср. теперь книгу Туган-Барановского: «Русская фабрика» (СПБ). 1898 г.)

XIII Я уже имел случай заметить вышло в статье об экономическом романтизме, что паши противники проявляют поразительную близорукость, понимая термины: реакциончый, мелкобуржуазный как полиметические выходки, тогда как ЭТИ ВЫРАЖЕНИЯ имеют совершенно определенный историко-филосовский смысл(См. настоящий том, стр. 211. Ред.)

XIV Loco citato- в цитированном месте. Ред.

XV Marx «Die heilige Familie» (Маркс «Святое семейство») Ред.

XVI «Вместе с основательностью исторического действия будет расти и обьём массы, делом которой оно является» Ред.

XIX Мы не говорим, разумеется, о той встрече, которая вовсе не считает нужным руководиться интересами труда или для которой самое обобщение, выражаемое термином «капитализм», непонятно и невразумительно. Как ни важны в русской жизни относящейся сюда течения общественной мысли, но в споре между народниками и их противниками они совершенно ни при чем, и припутывать их не доводится.

XX Слова Шульце-Геверница в «Schmollers Jahrbuh», 1896 в его статье о московско-владимирской хлопчатобумажной промышленности.

Написано в ссылке в конце 1897 года.
Собрание сочинений В.И. Ленина, том 2, Стр. 505-550

Здесь читайте:

Источники:
pregmtulchin.wmsite.ru, vened.org, xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai, www.socialistinfo.ru, www.hrono.ru

Следующие:





Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное